Хочу поделиться опытом работы по реализации программы профильного обучения гуманитарным дисциплинам в девятом классе. Мои ученики серьезно относятся к изучению литературы. На этот предмет отведено пять учебных часов в неделю. Сегодня, в век информационных технологий, все сложнее и сложнее заинтересовать ребят художественным словом. Они предпочитают виртуальное пространство настольной книге, поэтому удаляются от смысловых аспектов и ценностных ориентиров, заложенных в мировой литературе. На помощь учителю приходят ассоциативные формы работы, так как образное мышление, на мой взгляд, тесно связано с компьютерной графикой, которая тоже предполагает некое киберпространство. Первый коллаж ребята выполнили после знакомства с трагедией И.Гете «Фауст». Их проекты по-разному отражали основную мысль произведения: на одних в центре внимания был религиозный подтекст, на других - образ главного героя, пытающегося оправдать свое человеческое существование постоянным поиском истины. Главная задача изучения трагедии Гете в школе, по-моему, была выполнена. Ученики смогли оценить сложность и глубину художественной идеи, попытались интерпретировать авторский замысел, преломив его через современный взгляд читателя.
Второй коллаж был посвящен творчеству А.А.Фета. Этот поэт при жизни не нашел достойных почитателей, а на уроках литературы его творчество сводится к нескольким пейзажным стихотворениям. Задача словесника шире: можно попытаться донести до ребят искреннее желание автора увидеть в любой, даже самой простой, вещи предмет высокого искусства и повод для рождения произведения. В своих коллажах ученики очень точно отразили главную мысль фетовской лирики - душа по природе христианка, ей трудно жить без веры и стремления к прекрасному.
Другой формой работы, способной побудить к самостоятельной деятельности на уроке, является интеграция различных учебных предметов. Завершающим этапом изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» стал урок, объединивший две дисциплины - литературу и обществознание. На вопрос «Нужны ли России Чичиковы?» искали ответ молодые журналисты - таков был игровой сюжет. Современные дети с трудом различают тонкую грань между предпринимательством и приобретательством, многие из них считают главного героя жизнеспособным, даже необходимым нашей экономике, так как энергичный Чичиков идет к достижению цели любой ценой. Не обращая внимания на беспринципность и эгоизм Павла Ивановича, ребята поставили его в один ряд с российскими предпринимателями. Да, эта мысль не очень созвучна с гоголевским взглядом, но сам процесс самостоятельного открытия новых знаний является мотивационным, пробуждающим интерес к предмету. С большим удовольствием ученики посетили Театр имени Маяковского, чтобы на сцене увидеть воплощение гениального замысла писателя. Особенно важным стало осмысление второго акта спектакля, так как в его основу был положен сюжет сожженного тома «Мертвых душ», не изучаемого в школе. Такая форма работы также способствует развитию познавательной активности обучающихся.
Еще одним методом работы со школьниками, заинтересованными изучением литературы, конечно, является научное исследование. Небольшая тема, связанная с анализом баллады В.А.Жуковского «Светлана», вызвала у ученицы 9‑го «Б» класса желание продолжить знакомство с ней самостоятельно. Она провела параллель с оригинальным сюжетом баллады Г.Бюргера «Ленора» и пришла к удивительному выводу: «Светлана» В.А.Жуковского - это не литературная пародия, не шутка, продиктованная желанием сделать приятное близкому сердцу человеку, эта баллада открывает совершенно новую страницу русской литературы. Можно соотнести характер Светланы с персонажами более поздних произведений XIX века - Татьяной Лариной и Наташей Ростовой. Они имеют много общих черт, главной из которых является неразрывная связь с народом, фольклорными традициями. Эти девушки покоряют своими естественностью, внутренней цельностью, искренней религиозностью. Именно «Светлана» В.А.Жуковского стала своеобразной литературной почвой для появления таких нравственных образов.
Можно долго перечислять, какие еще формы и методы облегчают работу учителя, преподающего в профильном классе. Это и дополнительные занятия, и внеклассные мероприятия, и театрализация произведений классической литературы. Пусть перечисленные виды учебной деятельности не отличаются новизной, зато они позволяют с уверенностью говорить о результативности. Одна из воспитанниц стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году. Но, на мой взгляд, не это главное. Главной своей победой любой учитель может считать ученика, который, оглянувшись назад, на свои школьные годы, скажет спасибо за правильно выбранную профессию, успешную реализацию своих возможностей, то есть за то, что и должно сегодня обеспечить профильное обучение.

Наталья ЖИЖОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1507