В рамках изучения предмета «Химия» у учащихся формируются не только предметные компетенции, но и метапредметные, так как данный школьный предмет имеет самое прямое отношение к практической реализации навыков и умений учащихся по решению экологических, общественных и экономических проблем.
Интересной особенностью дополнительного образования школьников является самостоятельный выбор учащимися необходимого методического инструментария, поскольку в традиционных школьных курсах, как правило, в практических и лабораторных работах учащиеся просто осваивают предлагаемые учителем оборудование и инструментарий. Они не задумываются над тем, можно ли выполнить данные работы с помощью каких-либо других методов, тем более не аргументируют, почему будут работать, используя именно данные методы, именно с данным набором инструментов.
Важнейшей особенностью про­ектной и исследовательской деятельности школьников, проводимой в рамках дополнительного образования, является следующее:
- партнерские отношения с учителем - учитель не обучает, а руководит познавательной деятельностью учащихся;
- партнерские отношения с одноклассниками;
- как результат первых двух не просто допустимость, но необходимость партнерского равноправного обсуждения, спора по поводу всех элементов познавательной деятельности;
- значительно большая, чем в основном образовании, доля самостоятельности учащихся;
- ответственность не только за собственное усвоение знаний, но и за итоговый общий результат;
- большая, чем в традиционных школьных курсах, необходимость проявления инициативы, творческих способностей, развития воображения.
Я, как учитель химии, при составлении программы дополнительного образования ориентируюсь на богатство и суть данной науки, с которой люди сталкиваются ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно. Работа в объединении дополнительного образования помогает обучающимся выйти за рамки предмета, ведь одна из особенностей нашей программы в том, что в ней уделяется большое внимание эксперименту. Занятия дополнительного образования не пересекаются с урочными занятиями по химии, а являются обособленным курсом, где в большей степени проводится исследовательская и экспериментальная работа.
После 9‑го класса учащимся предстоит сделать выбор относительно профиля на старшей ступени обучения. Поэтому насыщение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельностью может позволить ученикам определиться с выбором, так как написание исследовательских работ связано с более детальной проработкой отдельных вопросов по предмету. Даже если ученики не свяжут в дальнейшем свой выбор с химическим или биолого-химическим профилем обучения, полученные в ходе НИР и УИР навыки пригодятся им при решении любой научной проблемы.
Ученики не ограничены в выборе темы своего исследования и выбирают наиболее интересную для себя. Так, учащиеся 9‑го класса на занятиях дополнительного образования работали над проектом «Сравнительная оценка качества разных марок молока, производимого промышленностью». Ребята про­водили различные аналитические опыты, а также измеряли концентрацию ионов Са2+ и F_ потенциометрическим методом, определяли кислотность молока по градусам Тернера, считали общий белок и казеин формольным методом, измеряли массовую долю углеводов йодометрическим методом и проверяли наличие ацетоновых тел в молоке реактивом Лестраде.
Таким образом, как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, полученные в объединении, для многих ребят оказываются широкими, глубокими и разнообразными. Объясняется это тем, что для увлеченных учеников интерес к химии не ограничивается занятиями в объединении, а продолжается в виде самостоятельной работы дома, в процессе чтения научно-популярной литературы и даже специальной литературы, изучения тематических интернет-ресурсов.
Результатом научно-исследовательской работы является приобщение ребят к науке и эксперименту, возможность участия с данным проектом в различных смотрах, в частности в городском экологическом фестивале «Бережем планету вместе».

Эмиль БОЙКО,
учитель химии школы №1507