Участники первой олимпиады 2014 года - сейчас выпускники 9‑х классов или студенты столичных колледжей. За пять лет 2610 детей, большинство из них с инвалидностью, участвовали в девяти проведенных олимпиадах.
С каждым годом становится все больше детей, желающих поучаствовать в олимпиадах. В этом году 710 четвероклассников приняли участие в творческих соревнованиях. Каждый третий ребенок стал победителем или призером. Юные «олимпийцы» штурмовали вершины знаний по русскому языку и окружающему миру, выполняя увлекательные олимпиадные задания.
Перед олимпиадой проекты олимпиадных заданий, которые обязательно тестируются победителями предыдущих олимпиад, разрабатываются учителями московских школ вместе с преподавателями институтов. Создать задания на содержании нескольких предметов (русского языка, окружающего мира, математики, литературного чтения), учесть тему года в сочетании со столичными мероприятиями - задача непростая. Институт русского языка имени А.С.Пушкина, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО - постоянные партнеры олимпиад «Знаем русский язык» и «Мир вокруг».
В прошлом году задания были посвящены теме экологии, поэтому для заданий по окружающему миру использовались статьи из детских энциклопедий. Задания по русскому языку были составлены на основе экологической сказки, написанной московским школьником специально для олимпиады. В этом году тема фестиваля «Московские сезоны» стала главной в олимпиаде «Мир вокруг». Олимпиада «Знаем русский язык» была посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина, поэтому задания создавались с использованием текстовых фрагментов «Сказки о царе Салтане», иллюстрированной русским художником Иваном Билибиным.
Для каждой олимпиады разрабатываются по два варианта бланковых заданий. Первый вариант заданий традиционно сложнее. Его выполняют дети с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра. Второй вариант составляется с учетом содержания программ, по которым учатся дети с интеллектуальными нарушениями.
Во время выполнения заданий для глухих и слабослышащих детей организуется сурдоперевод, для слепых детей - письмо с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, для слабовидящих детей - специальное оборудование (видеоувеличители, клавиатура), для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - помощь тьютора или ассистента при оформлении ответов, при желании можно принять участие в олимпиаде дистанционно.
Пожалуй, именно необходимость создания специальных условий во время выполнения заданий детьми с особыми образовательными потребностями указывает на специфичность олимпиад. Сложность и объем материала, прежде всего первого варианта заданий, давно сопоставимы с программным содержанием обычных программ. Дети с ограниченными возможностями, но с безграничными талантами.
Сопоставимость содержания была подтверждена в прошлом году, когда сравнивались результаты выполнения заданий по русскому языку четвероклассниками, одни учились по обычным программам, другие учились по адаптированным программам. Условия были абсолютно одинаковые: те же бланки заданий, то же время на их выполнение, те же критерии оценки. Оказалось, что дети с ограниченными возможностями здоровья справлялись с заданиями не хуже своих сверстников.
Олимпиады этого года проведены, но наступит новый учебный год, и придет пора очередных состязаний. Более пятнадцати столичных школ, на базе которых проводятся олимпиады, снова гостеприимно распахнут двери для встречи новых участников. Среди них обязательно будут и победители, и призеры. Столь высокие образовательные достижения - это всегда результат совместных усилий детей, педагогов, родителей и одновременно повод принять участие в других интеллектуальных соревнованиях, проводимых в городе.
В ожидании будущих олимпиад сегодняшние третьеклассники могут проверить себя, выполнив задания предыдущих олимпиад. Задания найти легко, они размещены на страницах олимпиад «Знаем русский язык» и «Мир вокруг» в разделе «Конкурсы» Городского методического центра http://mosmetod.ru/.

Ольга СКОБЛИКОВА,
учитель-логопед школы «Марьино»