Всероссийская олимпиада школьников-2019 уже позади, до следующего, заключительного, этапа остается чуть меньше года, но форум Pro.Олимпиады уже собирает московских учителей для обсуждения вопросов подготовки. Почему именно сейчас?
- Есть такое понятие, как непрерывное образование, - отвечает Владимир Сперантов, методист ЦПМ, тренер сборной Москвы по литературе и спикер первого дня форума. - Подготовка школьников и их учителей к олимпиадам продолжается в течение всего года, за исключением, пожалуй, нескольких недель лета.
Форум Pro.Олимпиады стал ответом на постоянные запросы преподавателей. Организатор форума Александр Кирилов поясняет:
- В течение нескольких лет Ассоциация победителей олимпиад реализует программу «Кружок от чемпионов», цель которой - проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке к ВОШ. В рамках реализации этой программы преподаватели школ постоянно спрашивали, как же все-таки готовить к олимпиадам. Мы проводили индивидуальные консультации и разовые семинары, однако эта работа не была системной. Сегодня мы пригласили лучших тренеров сборной Москвы и членов Центральной предметно-методической комиссии для освещения всех проблемных аспектов.
Оба дня форума разбиты на два блока: первая половина дня - это гуманитарные предметы, затем небольшой перерыв, во время которого участники могут посетить психологическую консультацию, вторая половина дня - точные науки. Длительность каждого блока два часа. «Мы проводим выступления по всем общеобразовательным предметам, по которым проводятся олимпиады. Это важно и актуально для учителей школ, и пока этого никто не делает, - рассказывает организатор Светлана Черненко. - В программе форума появились психологические консультации, так как профессиональная поддержка очень важна для олимпиадника, это довольно стрессовое мероприятие, и учителя школ часто не обладают возможностью психологического тренинга своих учеников».
В программе форума 51 выступление тренеров сборной Москвы, членов жюри заключительного этапа ВОШ, методистов кафедры АПО, преподавателей ЦПМ и вузов Москвы.
- Наши спикеры делятся учебной литературой, показывают основные сайты и дают важные советы по построению плана обучения олимпиадника, - говорит Александр Кирилов.
Светлана Черненко добавляет:
- Мы думали, что возникнут трудности с привлечением спикеров, однако они были минимальными. Все спикеры легко отзывались, говорили, что это нужно, что это очень здорово и что они с удовольствием поделятся своими знаниями.
В программу форума были включены следующие темы выступлений: «Разбор олимпиадных заданий», «Чтение и правильная интерпретация критериев», «Особенности проведения этапов и подготовка к ним по каждому общеобразовательному предмету» и, конечно, самый главный вопрос - «Чего хотят составители олимпиад от участников?». Вызвали интерес и такие олимпиадные задания, как «Основы 3D-моделирования», «Экологическое проектирование», «Искусствоведческий анализ» и даже «Подготовка к бегу на 2 км», включенному в олимпиаду по физкультуре.
В течение двух дней форума в Центре педагогического мастерства царит серьезная профессиональная атмосфера, но в то же время Pro.Олимпиады - встреча давних друзей и хороших знакомых. Это отмечают и спикеры:
- Я рад видеть в аудитории знакомые лица, но еще больше рад приветствовать тех, кого вижу впервые, - так в первый день форума открывает свою лекцию Владимир Сперантов. - Количество победителей команды Москвы достаточно постоянное, а количество призеров неуклонно растет. Кто в этом, так и хочется сказать, повинен? Не только ЦПМ, в первую очередь, конечно, одаренные дети, во вторую - талантливые учителя, потому что идет постоянная подготовка и в школе, и самостоятельно. Важно подчеркнуть роль отношений в семье, культуры внутри нее.
Пока в одних кабинетах говорят об особенностях выполнения заданий и критериях их оценивания, в других обсуждают само понятие «подготовка к олимпиаде».
- Олимпиада - это соревнование уже мотивированных детей, и подготовка к ней иногда рискует превратиться в подготовку к формату, как в случае ЕГЭ, ОГЭ, итогового сочинения. Вместо того чтобы изучать собственно литературу, мы решаем варианты. Хорошо, что система олимпиад настолько разнообразна, что не дает нам полностью стать заложниками формата, - подчеркивает Владимир Сперантов.
Антон Сапронов, старший преподаватель кафедры литературы АПО, считает, что не следует натаскивать учеников и учителей на олимпиадные задания:
- Важно заинтересовать ученика и дать ему отчетливое понимание, что литература - это не только однотипные сочинения и порой неактуальные сюжеты, но и захватывающая работа с текстом, собственные открытия, безмолвный диалог с великими собеседниками. На мой взгляд, цель моей работы, наша общая цель и задача всей ассоциации - это помочь каждому школьнику научиться самостоятельной кропотливой работе и найти ту сферу знания, изучение которой будет ему доставлять радость. А для выполнения этой задачи нужен внимательный, подготовленный, идейный педагог.
Многие учителя пришли на форум, чтобы узнать о выездных школах, которые организуются в летние месяцы и в течение всего года:
- На летних выездных школах «Коалиции» у ребят есть возможность подготовиться к входному тестированию, которое будет проводиться в начале сентября. Нужно начинать подготовку уже сейчас, чтобы его успешно пройти и попасть в бюджетные группы, - советует Ирина Кондрашева, тренер сборной Москвы по английскому языку.
Подготовка к олимпиаде возможна и с помощью онлайн-ресурсов, о которых рассказывает Антон Сапронов:
- За четыре года появилась масса новых онлайн-ресурсов для изучения литературы, благодаря которым можно напрямую получить материал от лучших преподавателей словесности, что особенно актуально для ребят из провинции. Если у учеников московских школ есть возможность посещать занятия в ЦПМ и АПО, выездных школах и Школе юного филолога, то в провинции многие (по моему опыту) лишены помощи в подготовке, поэтому интернет-ресурсы как раз помогают компенсировать этот дисбаланс.
Самыми популярными предметами на форуме становятся русский язык (спикеры Роман Илюшин и Максим Кронгауз), математика (спикер Антон Гусев), английский язык (спикеры Артем Гулов и Ирина Кондрашева).
- Я сегодня говорила о том, что английский язык - это не наука, а «золотая ложка», которой можно вычерпать горы «золота» в любой сфере, - отмечает Ирина Кондрашева. - И, наверное, поэтому многие ребята заинтересованы в том, чтобы с помощью нашего предмета постичь другие науки, а на наши форумы и встречи традиционно приходит много активных учителей. Они хотят заранее узнать, как попасть в группы, какие пособия предлагать ребятам, как повысить свой уровень профессиональной подготовки, ведь от этого зависят преподавание предмета на уроке и мотивация детей.
Выступление Артема Гулова, тренера сборной Москвы по английскому языку, даже переносится в актовый зал, чтобы вместить всех желающих задать вопросы.
Всего в форуме приняли участие около 600 человек. На вопрос, что привлекает учителей, отвечает Мария Соловьева, преподаватель школы №1251:
- Подготовка к олимпиаде - это процесс обоюдный, учителя и ученика, это общая задача, которую нужно решить двум сторонам. Задача учителя - воспитать в ученике любовь к предмету, тогда появится интерес и к олимпиадам. Приоритет за увлеченностью предметом, любовью к нему.