В школе №1288 на Северо-Западе столицы в воскресный день необычно многолюдно: в классах сидят ученики, а в коридорах переговариваются учителя. Здесь проходит Вселенский финал командного стратегического московского соревнования - КОСМОС, организуемого Ассоциацией победителей олимпиад. В финале принимают участие 39 команд-экипажей из 8‑10‑х классов московских школ, которым предстоит бороться за победу в семи этапах конкурса.
- Мы занимаемся этим проектом уже второй год, - рассказывает руководитель отдела мероприятий АПО Александр Кирилов. - В прошлом году проводили командный олимпиадный турнир, сокращенно КОТ, который очень понравился и детям, и преподавателям, и составителям заданий. Мы глубоко убеждены, что подготовка к любому интеллектуальному состязанию не замыкается на изучении теоретического материала и решении заданий. Сегодня невозможно конкурировать с другим времяпрепровождением детей, если ты не предлагаешь интересную и стильную картинку, не организуешь соревнование. В этом году КОСМОС нам показал, что соревновательный дух - это привлекательно: школьники больше мотивированы на изучение материала, они хотят побеждать, проходить в следующие этапы и получать крутые призы.
В течение года было организовано несколько этапов по различным предметам - биологии, физике, математике, гуманитарным наукам. Александр Кирилов подчеркивает, что мир сегодня кросс-предметный, невозможно останавливать внимание только на одной области:
- Сегодня побеждает тот, кто больше знает в нескольких сферах, что и демонстрировали ребята в течение года.
Вселенский финал - это итог КОСМОСа, в котором принимают участие 39 лучших команд. Они отбирались двумя способами: по прямой путевке из межрайонного совета директоров для победителя каждого этапа и путем составления общего рейтинга. Итог каждого этапа оценивался по 100‑балльной шкале, и команды, набравшие наибольшую сумму по итогам шести этапов, получали путевку в финал как награду за старание, вовлеченность и присутствие на каждом этапе.
Около 10 часов утра ребята расходятся по аудиториям, где ожидают начала первого этапа. Участники из команды «Галактика» школы №1582 так описывают свои эмоции перед игрой:
- Волнуемся. Если честно, специально никак не готовились, просто каждый пытается использовать свои знания и возможности. Каждый отвечает за свой предметный профиль - биология, физика, химия, история…
В первом туре - «Ранжирование» - ребятам предстоит за сорок минут решить 51 тестовое задание по 17 предметам из школьной программы. Пока школьники совещаются в командах, преподаватели болеют за них в коридорах. Светлана Иванова, педагог школы №904, поддерживает команду «Сириус»:
- В нашем экипаже семь участников: два замечательных мальчика из 8‑го класса и пять десятиклассников. Мы готовились в течение всего года, игры захватывающие и необычные, ребятам постоянно нужно мыслить креативно. Каждая игра не похожа на предыдущую, обязательно есть неожиданные моменты. Очень волнуюсь за ребят и впервые, наверное, рада, что не нахожусь с ними в аудитории. Я их сопровождала на все игры и каждый раз хваталась за сердце, когда что-то не получалось. На самом деле ребята молодцы, потому что практически все этапы мы выиграли.
По результатам первого тура экипажи распределяются на группы и переходят к следующему этапу - «Перестрелка»: решают задания, составленные для них участниками из других школ. По итогам раунда 10 слабейших команд отправляются на этап «Розыгрыш путевок» в формате «вопрос - ответ», чтобы бороться за два места в следующем раунде. Команды, уже вышедшие в следующий этап, наблюдают за игрой в актовом зале и вместе с сопровождающими активно болеют за ребят.
К четвертому этапу - «Своя игра» - остаются 32 команды. Школьники соревнуются в формате телевизионной игры и отвечают на вопросы по десяти предметам. Полуфинал вдохновлен телевизионной передачей «Самый умный».
- Мы сделали микс из всевозможных форматов состязаний - это и формат телевизионных викторин, и тестирование, и мультипредметные задания. Например, ты сначала отгадываешь императора и годы его жизни, с их помощью решаешь сложное уравнение, полученный ответ вставляешь в химическую задачу и пишешь формулу. Школы готовили «домашнее задание», в том числе вопросы для последнего этапа, которые мы зачитаем восьми лучшим школам, - комментирует Александр Кирилов.
По итогам пятого раунда организаторы определяют восемь финалистов и объявляют, что команда, занявшая девятое место, отстает от финалистов всего на одну десятую балла. Экипаж «Диаметр» школы №1583 вылетает после полуфинала, но впечатления самые позитивные:
- Задачи по химии и физике были очень сложными, потому что связаны не только с этими предметами. Не ожидали таких трудных заданий по экономике, ОБЖ, истории искусств. Пожелания к организаторам - более динамичные и короткие туры, тогда у нас будут силы победить!
Последний этап начинается около шести вечера, хотя конец соревнования был запланирован на пять, а один из туров пришлось отменить. Несмотря на усталость, участники восьми команд отвечают на вопросы «Что? Где? Когда?», потом на апелляцию выстраивается длинная очередь.
По итогам финала «бронзу» получает экипаж «Успешные» из школы №1208, второе место занимает команда «Арктур» из школы №1547:
- Это был увлекательный опыт, нам очень понравилось. Мы впервые участвовали в таком соревновании. Сложно, но весело.
Ребята признаются, что их главными соперниками были команды «Планета 171» из школы №171 и «Омикрон» (школа №67), вышедшая в финал с двукратным отрывом:
- Мы очень боялись команду «Омикрон», так как она показывала сильный результат, но в итоге смогли ее превзойти. В следующем году будем участвовать, конечно, если нас возьмут!
Победителями соревнования стали ученики школы №2109 из команды «Импульс»:
- Если честно, эмоции просто зашкаливают, слова сложно подобрать. Большое спасибо, организация на высшем уровне, очень понравилось. Были трудные задания, мы сначала находились где-то в середине таблицы, а потом вырвались, и это очень круто. Накал страстей!
Ребята по-разному оценивают этапы: кому-то самым сложным показался предпоследний тур перед финалом, другим - «раунд, где была метапредметная связь и надо было за короткий промежуток времени решить огромное количество заданий». Ребята отмечают, что «самое трудное - конец финального этапа, потому что все валилось из рук». Один из участников шутит:
- Не знаю, как вам, но все, что не биология, все непросто.
В следующем году, к сожалению, большинство ребят не смогут участвовать, так как переходят в одиннадцатый класс:
- Всем будущим участникам желаем удачи!
А какие планы у КОСМОСа на следующий год? Александр Кирилов отвечает:
- Планы грандиозные. Мы очень воодушевились откликом на соревнование и среди детей, и среди преподавателей. Хотим качественно улучшить наше мероприятие, собрав отзывы у всех присутствовавших сегодня, просьбы об изменении формата или обоснованные претензии к заданиям.
В долгосрочной перспективе Ассоциация победителей олимпиад хочет сделать КОСМОС командной олимпиадой, которая давала бы преимущества ребятам при поступлении:
- Мы считаем, что кросс-предметные олимпиады помогают ученику больше, чем узконаправленные, а в качестве подтверждения важности таких соревнований надеемся получить статус московской олимпиады.