Детство - незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш - природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребенка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Познавательная активность играет важную роль в любом познавательном процессе и является решающим условием успешной деятельности ребенка. В наше время познавательная активность напрямую связана с таким понятием, как самостоятельность детей, то есть именно с теми знаниями, которые ребенок добыл сам. Наши наблюдения показали, что познавательная мотивация у детей дошкольного возраста с каждым годом снижается. Педагоги стали испытывать затруднения в выборе и использовании средств, способствующих развитию познавательной активности у дошкольников.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования привлечь ребенка к образовательной деятельности можно только при наличии у него мотивации к познанию. Возникает необходимость формировать у дошкольников именно познавательную мотивацию.
Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача.
Профессиональное мастерство педагогов заключается в том, чтобы дети захотели самостоятельно находить решение учебно-познавательных задач, усваивать программный материал.
В отделении дошкольного образования школы №1273 мы использовали в работе по формированию познавательной мотивации разработанные нами все нижеперечисленные психолого-педагогические средства: детские вопросы, проблемные ситуации, загадки.
Наблюдения показывают, что в образовательной деятельности дети практически не задают вопросов воспитателю, напротив, воспитатель задает вопросы детям. Чаще всего преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От детей требуется лишь повторение услышанного, нет побуждения к рассуждению. В этом случае идет работа без обратной связи, педагог не погружает детей в ситуацию активной мыслительной деятельности.
На первом этапе работы по развитию познавательной активности дошкольников мы стараемся научить детей задавать вопросы, формулировать их. С этой целью детям предлагается выполнить определенные задания. Была разработана методика по формулированию детских вопросов: обучение дошкольников формулированию вопросов; сбор детских вопросов (банк вопросов); систематизация детских вопросов.
На дальнейших этапах работы мы систематизировали детские вопросы, распределили их по видам: познавательные и социально-коммуникативные.
Чтобы систематизировать работу познавательного развития, мы разработали перспективный план, где детские вопросы используются как одна из форм формирования познавательной мотивации.
В дальнейшем была разработана методика отгадывания загадок. Ведь отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором пойдет речь в загадке, скрыт, зашифрован, а способы шифровки различны. От этого зависят тип логической задачи, ее сложность и, следовательно, характер умственной операции. Мы составили картотеку загадок для каждого возраста. В ней использовались приемы досказывания рифмующегося слова - отгадки; найди предмет, о котором идет речь; обучение выделения признаков, свойств предметов и явлений, ознакомление с видами загадок (метафорические, построенные на противоречии, неполном описании признака предмета), обучение приемам отгадывания.
Для того чтобы научить детей отгадывать загадки, необходимо провести несколько специальных обучающих занятий, после чего можно использовать загадку во вступительной части образовательной деятельности как средство формирования познавательной мотивации.
При разработке методики решений проблемных ситуаций основной целью было создать взаимодействие педагога с воспитанником. Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка: принятие проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. В процессе решения образовательных проблемных ситуаций педагог помогает детям использовать известные способы действий, перенеся их в незнакомые условия: дети сравнивают и сопоставляют, устанавливая сходства и отличия, преобразуют и группируют объекты. Проблемная ситуация является основным толчком к экспериментированию.
Побуждение детей к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы, профессионализм и любовь к работе педагогов, такт и чувство меры - благодаря использованию всех этих методов и приемов в работе у наших воспитанников повысился уровень интереса к познавательной и поисковой деятельности.
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все на­оборот: отношение первично, информация вторична.
Огромное значение для ребенка имеет наглядность. Для проведения опытов и познавательно-исследовательской деятельности усилиями всего коллектива созданы мини-лаборатория, экологическая тропа, разработаны ООД познавательного цикла; использование ИКТ решает множество задач. Сейчас идет активная работа над созданием «Города мастеров».
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.
Все это одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения.
Приступая к планированию познавательного развития детей, необходимо помнить их возрастные особенности, а в процессе работы - характерные закономерности познавательного развития. И тогда можно добиться великолепных результатов.

Анастасия ЛУНЁВА,
воспитатель школы №1273