- Борис Валентинович, сколько лет вы со своими учениками принимаете участие в конкурсах Городского фестиваля научно-технического творчества «Образование. Наука. Производство» и какие результаты имеют авторы проектов?
- Авторы проектов под моим руководством принимают участие в конкурсах фестиваля научно-технического творчества молодежи с 2009 года. Занятия по созданию технических устройств проводятся в основном в стенах университета, где юные техники и изобретатели могут воспользоваться различным оборудованием, аппаратами и устройствами для выполнения сложных технических задач. Работа в лабораториях университета способствует получению новых знаний и компетенций, расширяет кругозор обучающихся и позволяет определиться с темой будущего исследования и проекта. Отмечу наиболее успешные работы моих воспитанников: один проект «Устройство, очищающее опавшую листву с газонов» был представлен на конкурсе в Китае, другой проект, связанный с медицинской тематикой, позволил автору поступить в Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова.
- Как вы считаете, что дает обучающимся участие в конкурсах технической направленности?
- Конкурсы технической направленности способствуют формированию математического креативного мышления, ребята учатся формулировать свою идею, ставить цель, определять задачи, разрабатывать алгоритм действий, реализовывать задуманное, получать готовое изделие и публично защищать свое изобретение. Кроме того, очень важно, что при защите своих проектов школьники учатся использовать техническую терминологию.
- Какие преимущества имеет проектная деятельность школьников над другими формами обучения? В чем заключается значимость проектной деятельности?
- Проект - это комплексная работа, включающая в себя разные виды деятельности. Школьники учатся самостоятельно искать информацию из различных предметных источников и областей. Проектная деятельность развивает метапредметные умения и навыки, такие как: постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка результатов своей деятельности, обработка данных, работа в группе, представление своих взглядов, убеждений и применение их для решения конкретной задачи.
- Какова роль наставника в выполнении школьных проектов технической направленности?
- Наставник является важным звеном в процессе выполнения школьных проектов технической направленности. Во-первых, при выборе темы исследования он должен учитывать интересы и индивидуальные наклонности ребенка, от этого во многом зависит результат. Кроме того, наставник должен быть опытным и иметь широкий кругозор, чтобы передать свои знания школьнику, ответить на любые его вопросы, создать атмосферу сотрудничества и сотворчества.
- Как система дополнительного инженерного образования повышает эффективность школьного образования?
- В науке есть такое понятие, как синергетика - междисциплинарное направление научных исследований. Если в рамках школьного образования учащийся изучает каждый предмет по отдельности, то дополнительное инженерное образование позволяет объединить информацию из различных предметных областей для решения одной конкретной задачи. Иными словами, школьник учится быть специалистом в параллельных направлениях - и в физике, и в математике, и в биологии. Безусловно, дополнительное инженерное образование также готовит школьника к поступлению в вуз. Более того, университеты сами заинтересованы в таких абитуриентах, которые с раннего возраста занимаются научно-техническим творчеством.
Мои воспитанники принимают участие как во всероссийских, так и международных конкурсах, например в таких, как «Инновационный потенциал молодежи».
- Влияют ли, на ваш взгляд, конкурсы фестиваля научно-технического творчества молодежи на выбор профессии?
- Результативное участие в конкурсах технической направленности - это шаг в будущую профессию. Фестиваль научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство» способствует раскрытию творческого потенциала школьника, его самоопределению и профессиональной ориентации.

Людмила КРИВОШЕЕВА,
Эльвира ЮСИПОВА,
Городской методический центр