Очень важно как можно раньше заинтересовать и сосредоточить внимание школьников на занятиях в творческих объединениях технической направленности, сформировать у них интерес к изобретательской, рационализаторской и исследовательской деятельности.
Фестивали научно-технического творчества, которые традиционно проводятся Городским методическим центром Департамента образования Москвы на базе комплекса «Воробьевы горы», способствуют раскрытию интеллектуальных и творческих способностей школьников, совершенствованию научно-исследовательской деятельности, воспитывают прилежное и добросовестное отношение к труду.
Фестиваль научно-технического творчества - это прекрасная возможность для детей раскрыть и проявить свои способности на всех стадиях обучения, выразить в своей разработке собственный замысел, а также ознакомиться с проектами сверстников на торжественном мероприятии, где представлены новые идеи и изобретения. Фестиваль - настоящий старт в техносферу.
Проекты победителей и призеров традиционно размещаются на территории пяти выставочных площадок дворца, каждая из которых соответствует одному конкурсу, входящему в программу фестиваля.
Проектные работы конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты» представлены социально значимыми мультимедийными, инженерными и программными продуктами, направленными на решение вопросов рационального потребления энергетических и других природных ресурсов, на поиск эффективных способов утилизации и переработки отходов. Актуальность проектов юных техников и инженеров отражена уже в их названиях: «Новая эра в озеленении мегаполисов - применение эффективных микроорганизмов для борьбы с засолением почвы», «Тепловой аккумулятор фазового перехода», «Возможности расширения области использования нетрадиционных источников энергии в России (на примере Республики Крым)», «Wi-fi-розетка, управляемая серверным приложением», «Переработка пластика и изготовление прототипов: 3D-моделирование и 3D-печать».
Площадка конкурса «Юные техники и изобретатели» представляет различные технические устройства и демонстрационные установки, изобретения и рационализаторские предложения, макеты и модели, робототехнические и программные проекты, например «Комплекс мониторинга оперативной обстановки на базе привязного беспилотного летательного аппарата», «Прогнозирование интуитивного мышления методами функциональной диагностики», «Средство передвижения для людей с ограниченными возможностями с функцией мониторинга сердечно-сосудистой системы и дистанционным управлением» и многие другие.
С социально значимыми и содержательными работами конкурса «История моей семьи в истории России» нас знакомят школьники в мультимедийных проектах «Трудная миссия адмирала Харламова», «Герой из жизни, а не из книги», «Земля русской славы», «Боевые мои москвичи» и других. Мультимедийные проекты позволяют каждому участнику подробно ознакомиться с событиями прошлого столетия, узнать о судьбах родственников в годы Великой Отечественной войны, соприкоснуться с историческими фактами и легендарными событиями своего рода, ощутить чувство гордости за принадлежность к своей фамилии.
Один из тематических конкурсов - «Огненная дуга» - посвящен 75‑летию Курской битвы. Проекты описывают участие близких и дальних родственников на полях сражений 1941‑1945 годов и связаны с изучением истории и исторических событий, которые напрямую касались каждой советской семьи, внесшей свой вклад в великую победу над фашизмом. Единую диораму представляют работы с изображением боевых действий на Курской дуге. Это технически оснащенные макеты, отображающие эпизоды сражений, модели военной техники и оружия, мемориалы и памятники, посвященные защитникам Отечества. Авторы проектов начинают свой рассказ, а макет оживает: приходят в движение орудия, взрываются гранаты, башни танков устремляются на вражеские позиции, трещит пулемет, виден трассирующий огонь, и кажется, что ты сам являешься участником этих кровопролитных боев. Столько старания вкладывают юные москвичи, чтобы донести свои уникальные истории и достоверные факты до широкой публики!
Участники конкурса мультимедийных проектов «Мастерская сказки» создают мультипликационные фильмы, рассматривая известные авторские сказки, написанные классиками мировой детской литературы. Это погружение в особенный мир, полный путешествий, приключений и волшебных загадок. Но чтобы постичь искусство мультипликации, школьнику необходимо не только ознакомиться с большим набором различных программ, но и научиться их применять на практике при создании фильма.
Завершается фестиваль церемонией награждения победителей и призеров городских конкурсов.
Ежегодно на фестивале наряду с уже знакомыми авторами и пролонгированными проектами выявляются новые оригинальные работы и имена новых авторов. На протяжении длительного времени фестиваль является важной демонстрационной площадкой научно-технических разработок детей и молодежи, на которой ярко прослеживаются неразрывная связь и интеграция основного и дополнительного образования.
За последние пять лет участниками фестиваля стали десятки тысяч московских школьников и студентов колледжей. И пусть не все из них выберут профессию инженера, но занятия техническим творчеством помогут им увидеть перспективу роста, развития, совершенствования, движения вперед, создадут прочную платформу для непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

Людмила КРИВОШЕЕВА,
Городской методический центр