В век современных образовательных технологий особое внимание уделяется развитию внутреннего потенциала школьника, его умению самостоятельно ориентироваться в мире нововведений, способности анализировать и применять полученные знания в жизни. В связи с этим понятие «критическое мышление» привлекает большое число исследователей из разных областей.
Мышление - это сложный комплексный процесс. Его развитие неразрывно связано с развитием личности, ее сложным становлением. Мышление человека всегда характеризовалось критическим подходом. Критические аргументы в философии встречаются еще со времен Древней Греции. Американский психолог Дайана Халперн рассматривает критическое мышление как «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений.
В современном мире под критическим мышлением многие исследователи подразумевают владение следующими компетенциями: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация. Считается, что современный гражданин цивилизованного общества должен быть любопытным, инициативным, настойчивым, адаптивным, обладать со­циокультурной осведомленностью.
В этой статье мы хотели бы поделиться личным опытом внедрения элементов критического мышления на уроках в школе №51.

Этап 1
Перед тем как начать внедрять концепцию критического мышления на уроках английского языка, было решено провести письменный опрос учащихся 6‑х и 9‑х классов на проблемные темы, понятные и доступные каждому школьнику.
По результатам первого задания были сделаны выводы о том, что многим ученикам было не просто сформулировать свою точку зрения и придерживаться ее на протяжении всей работы. Учащимся понравилось выполнять работу, так как они владели информацией и могли обосновывать свои суждения, приводя аргументы из своей жизни. Данное задание было сложно выполнить тем учащимся, которые не могли четко определиться со своей позицией, не могли найти подходящие аргументы и не обладали достаточными знаниями.

Этап 2
В рамках урока учащимся был предложен ряд заданий для развития критического мышления. В течение урока учащиеся выполняли задания, которые требовали от них умения быстро ориентироваться, используя новый материал, они должны были искать ответы на вопросы, стараться доказать свою точку зрения.
Итогом завершения второго этапа является умение учеников подобрать аргументы для подтверждения своей точки зрения, ответить на контраргументы.

Этап 3.
Пробная организация дебатов
Данный вид деятельности направлен на активное применение полученных ранее навыков. Дебаты являются уникальным средством демонстрации того, чему научился учащийся, а дают возможность саморефлексии учащихся.
Основные условия успешной реализации дебатов:
- тема дебатов известна заранее, у всех участников дебатов есть возможность заранее подготовить аргументы «за» и «против»;
- роли в дебатах расписаны заранее, учащийся в соответствии со своими возрастными и психологическими особенностями вправе сам выбрать, какую роль он будет выполнять в процессе дебатов;
- четкое соблюдение временных границ и уважительное отношение друг к другу.

Этап 4.
Итоговые дебаты
На данном этапе итоговые прения сторон при отработке навыков критического мышления достигают максимального уровня развития. Учащимся достаточно легко даются выступление на публике, выбор аргументов, умение уважать оппонента.
Как критическое мышление поможет учащимся быть успеш­ными?
Итоговая аттестация в рамках общего образования проверяет умения учащихся мыслить логически, избирательно и осознанно подходить к выбору информации, всегда оценивать полученную информацию критически. Мы знаем, что экзамен по иностранному языку в ближайшем будущем будет обязательным. Одним из видов работы является написание эссе (сочинения-рассуждения) на определенную тему или оценка высказывания. На практике данный вид заданий предусматривает умение учащегося анализировать информацию, которой он владел ранее, умение структурировать свое письменное высказывание логически, умение уместно подобрать аргументацию, а также продемонстрировать владение языковыми средствами на высоком уровне.
В связи с этим обучение критическому мышлению является неотъемлемой частью обучения школьников и необходимость его внедрения в образовательный процесс актуальна в современном мире.

Светлана ЛУГОВАЯ,
учитель английского языка школы №51