Кроме программных требований школа испытывает на себе определенные ожидания со стороны детей, родителей и общества: учитель привьет, учитель откроет, учитель покажет... Конечно, ведь зачем же тогда образование, если оно не образует человека?
Литература в нашей стране составляет такую часть культуры, с которой традиционно связывается развитие личности. Поэтому с данным предметом всегда соединены дополнительные ожидания: важно на уроках не только прочитать, изучить, проанализировать обязательный список художественных произведений, но и сформировать кругозор, начало мировоззрения, эстетический вкус. Литература - сложный предмет, требующий от учащегося усидчивости, временных затрат на знакомство с текстами. В этой ситуации успеть бы выполнить обязательные условия, какие уж тут расширенные требования!
Но если попробовать посмотреть на проблему поддержки чтения иначе, то можно найти выход. И он, как всегда, прост: нужно обратиться к тому, что интересно детям и подросткам. Именно современная литература обладает теми свойствами, которые побуждают читателя не останавливаться на пороге своего культурного развития.
Современная литература передает специфику восприятия жизни авторами и читателями. Ее создатели - это современники, обладающие общим социальным и культурным опытом эпохи, их объединяет чувство времени; тексты современной литературы понятны читателям без комментариев, ведь в них поднимаются близкие и актуальные проблемы своего времени. По мнению Е.О.Галицких, современная литература обладает значительным педагогическим потенциалом, поскольку позволяет создать пространство разговора со школьниками на уроке или внеклассном занятии, в библиотеке или дома.
Помимо основного списка существует вариативный; его наполнение зависит от уровня подготовленности, осведомленности педагога. В современном мире конкуренцию книжному чтению составляют другие виды получения информации, связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Родителю, школьнику, педагогу бывает непросто без специальной подготовки сделать правильный выбор. Поэтому именно школа может помочь в формировании читателя. Но в какой части учебного плана можно осуществить знакомство школьников с современной литературой? Это возможно за счет ресурсов вариативной части основного учебного плана и посредством создания программ дополнительного образования.
Основная трудность, с которой предстоит столкнуться в решении данного вопроса, - формирование списка произведений. На что следует ориентироваться, чтобы составить программу дополнительного детского и подросткового чтения? Чтобы найти решение, следует обратиться к научно-методическим данным.
К проблеме отбора произведений современной литературы в репертуар подросткового чтения также обращается Б.А.Ланин. Им обозначен круг вопросов, ответы на которые предстоит найти методической науке: как научить школьника находить и читать литературу для его читательского уровня? как выбирать любимых писателей и поэтов внутри литературного потока? на какие произведения любимых жанров следует обратить внимание? Важно понимать значимость этих вопросов, поскольку основная задача литературного образования - это воспитание литературного вкуса, формирование умения различать «плохое» и «хорошее» в литературе, выработка критериев оценивания произведений. Б.А.Ланин отмечает: «школа не успевает реагировать на вызовы современной культуры, их проникновение в сознание школьников, особенно это касается литературы».
В сложившейся ситуации особенно актуальным представляется уточнение критериев оценки детской литературы, изучение и отбор согласно определенным критериям списков произведений современной литературы для детей и подростков, рекомендованных для внеклассного чтения. В.П.Чудинова считает, что критериев отбора, выделяемых на основе характерных черт детской литературы, недостаточно. Объединяя отечественный и зарубежный опыт исследований в данной области, предлагаются примерные характеристики хорошей детской книги, которые в равной степени распространяются как на прозу, так и на поэзию. Данные критерии опираются на теорию социализации посредством литературного произведения.
Во-первых, качественная детская книга написана доступным, грамотным, образным языком - произведение понятно большинству читателей. Во-вторых, важно соответствие возрасту читателя, что достигается посредством удачного описания психологических особенностей возраста. В-третьих, хорошая книга для детей реалистична: содержит психологически точное отражение ценностей и поступков, характеризуется психологической достоверностью персонажей произведения.
Четвертый критерий аксиологический: хорошая книга для детей и подростков утверждает определенные ценности. Важнейшие из них: ценность семьи, проявляющаяся в заботе друг о друге, во взаимопомощи, в ощущении взаимо­связи с разными поколениями, с отцом и матерью, другими детьми; альтруизм, любовь как способность жертвовать собой ради людей, доброта к ближнему, способность сочувствовать, понимать близких и знакомых; ценность дружбы и «работы в команде»; ценность личности, индивидуальности, верность самому себе, умение оставаться самим собой; уважение к личности другого человека, в том числе и к тем, кто значительно отличается по внешности, уму, духовным ценностям; терминальные (личностные) ценности (ответственность, смелость, храбрость, мужество, свободолюбие, независимость).
Пятый критерий: хорошая детская книга передает сложность человека и сложность мира, в котором как дети, так и взрослые могут делать ошибки. Понять и принять сложность мира помогают великодушие, доброта, умение прощать ошибки, верность принципам и гибкость одновременно. Шестой критерий: хорошая детская книга содержит такие произведения, которые открывают ценность образования и знаний, обращаются к любо­знательности и воображению читателей. Согласно седьмому критерию хорошая детская книга не может обойтись без юмора.
А какие еще критерии выбора произведений можете предложить вы? Давайте подискутируем на эту тему.

Екатерина ЕСИНА,
учитель русского языка и литературы школы №1273