Так и в образовании: одна половинка - это основное образование в школе, вторая - это дополнительное образование, а магнитом души ребенка станет его хобби, помогающее реализовать его жизненные позиции через систему дополнительного образования, а также сделать карьеру.
Еще несколько лет назад к дополнительному образованию относились как к чему-то второстепенному, не обязательному. Грустно было слышать от родителей, что «если ты получил по математике «2», то на хор или гимнастику не пойдешь». За последние пять лет все кардинально изменилось. Дополнительное образование в Москве - это большая образовательная программа, настроенная на удовлетворение любых запросов москвичей. Она учитывает запросы потребителей образовательных услуг, социальные запросы города и государства, ориентирована на создание новых и развитие существующих ресурсов в динамике развития социальных систем мегаполиса. Системность дополнительного образования в Москве основывается на интеграции направлений образовательного процесса в единую структуру развития мегаполиса, включая формирование широкого спектра каналов обратной связи от потребителей образовательных услуг.
Интересной представляется вся динамика развития системы дополнительного образования Москвы. До недавнего времени центрами дополнительного образования выступали отдельные образовательные организации. Однако при достаточно широком спектре образовательных услуг ресурс организаций дополнительного образования был ограничен и однообразен. Потребители услуг дополнительного образования сталкивались с ситуацией трудного поиска организации, соответствующей их образовательным запросам. Москвичи стали предъявлять к дополнительному образованию все более и более высокие требования, и оно должно им соответствовать.
Одной из системных единиц в изменении структуры управления процессами дополнительного образования в Москве стали выступать межрайонные советы директоров, которые впервые начали проводить оперативный анализ запросов потребителей образовательных услуг. Именно межрайонные советы директоров смогли интегрировать ресурсы различных образовательных организаций и осуществить гибкое планирование развития системы образования на уровне межрайона и города.
В МСД №24 районов Теплый Стан и Коньково для развития инфраструктуры дополнительного образования последовательно были решены следующие задачи:
- проведен анализ запросов потребителей образовательных услуг;
- проанализированы актуальные ресурсы каждой образовательной организации;
- разработан план интеграции отдельных ресурсов в общее образовательное пространство межрайона;
- выявлены точки совместного роста и создана стратегия развития системы дополнительного образования межрайона.
Для потребителей услуг дополнительного образования в МСД районов Теплый Стан и Коньково, одном из первых в Москве, была создана «дорожная карта», которую разместили на сайтах всех образовательных организаций межрайона, благодаря чему каждая семья смогла быстро и эффективно выстроить свой оптимальный индивидуальный образовательный маршрут. Зоны роста системы дополнительного образования в нашем межрайоне опирались на развитие кадрового потенциала посредством дополнительного профессионального образования педагогов и привлечения к проведению занятий ведущих специалистов организаций, обеспечивающих профессиональное обучение. Таким образом, МСД способствовал развитию системы непрерывного образования в Москве, обладающего синергетическим эффектом.
Мы уже говорили, что ресурс организаций дополнительного образования был ограничен и однообразен, и потребители услуг дополнительного образования в условиях гиперразвития города, инфраструктуры, возможностей уже не могли довольствоваться малым. Кроме того, материальная база, программы - все имело полный моральный износ.
Благодаря ресурсам города, его заинтересованности в будущих поколениях сейчас в столице реализуется целый ряд городских образовательных проектов. Медицинские, академические, инженерные, кадетские классы интегрируют образовательные ресурсы мегаполиса для решения задач профильного обучения и подготовки высококвалифицированных кадров для социально важных сфер развития города и государства. Власти города оснастили проекты по последнему слову техники, предоставив школам оборудование, которому позавидовали бы любые городские предприятия. Организовали потрясающие конкурсы и олимпиады, которые дают возможность школьникам не просто показать свои умения и навыки, а самоопределиться и осуществить невероятный рост в выбранной компетенции.
Спектр предлагаемых направлений развития ребенка может удовлетворить даже самого взыскательного потребителя. Если раньше образовательная организация могла представить 1‑2 кружка технической направленности, то сейчас, например, только в пределах одного IT-полигона - от 10 до 20.
Методические и библиотечные ресурсы Москвы объединены в рамках проекта «Московская электронная школа». Дистанционный доступ к электронным ресурсам позволяет эффективно использовать современные инструменты мотивации, решать образовательные и развивающие задачи в условиях крупнейшего мегаполиса.
На данный момент основное и дополнительное образование Москвы представляет собой единое образовательное пространство с системой множественной интеграции ресурсов на различных уровнях, отвечающее современным стандартам и за счет гибкой организации системы управления способное отвечать на социальные запросы современности, на динамичные изменения в социуме, достигать высоких образовательных результатов, соответствующих мировым образовательным стандартам.
В наших публикациях, дорогие читатели, вы найдете много реальных фактов и доказательств этих слов. Школы межрайона представляют свой опыт и презентуют свои результаты, делятся планами на будущее.

Маргорита БУТЫРСКАЯ,
председатель межрайонного совета директоров №24, директор школы №1532