Полученным опытом в том числе делилась директор гимназии №3 Самары Светлана Ильина. Она считает, что руководитель - это в первую очередь стратег. Находясь в начале своего управленческого пути, он должен четко понимать, что сейчас находится в точке А, а затем должен привести свою школу к точке Б. Эти точки важно для себя обозначить, потому что руководитель единственный, кто, исходя из этих точек, видит зоны развития и планирует дальнейшие шаги.
При этом нужно понимать, что, отправляясь из точки А к точке Б, всегда можно свернуть направо или налево и не дойти до конечного пункта. Поэтому оптимальным решением будет… двигаться, наоборот, от точки Б в сторону точки А, рассчитав все планируемые результаты с четкими сроками и ответственностью и наметив, кто их будет достигать и каким образом. Руководителю необходимо осознавать, куда он идет, каковы промежуточные этапы и чем эти промежуточные этапы измерить. Конечно, по сути, это программа развития образовательной организации.
Сейчас существуют технологии создания таких программ, и можно программу в 700 страниц найти в Интернете, однако ее никто никогда не читает. Ее не знают ни учителя, ни родители, ни дети, ни сам руководитель, потому что он это не писал, а просто скачал. Но тогда нужно принять тот факт, что это другой вариант развития событий и путь от точки А до точки Б будет не собственным путем, а скачанным чужим.
Почему так важно не останавливаться на «распутье»? Руководителя легко могут увести направо или налево обстоятельства. Например, директор считает, что коллектив должен готовиться к Всероссийскому конкурсу «Успешная школа», потому что это поможет систематизировать накопленный опыт, сплотить команду и т. д. Но в ходе подготовки вдруг начинаются проверки прокуратуры, Госпожнадзора, сыплются жалобы родителей, приключаются неприятности с учебниками и т. п. В итоге точка Б, а ею может быть мечта о победе в конкурсе «Успешная школа», отодвигается и отодвигается, и в конце концов рутина побеждает, и приходится все начинать заново. Поэтому перспективную цель нужно не просто держать в уме, а приближаться к ней каждый день.
Вообще начинающим руководителям, как считает Светлана Ильина, важно ничего не бояться. Не нужно опасаться потери кадров, потому что придут новые, не надо бояться экспериментировать, потому что только опытным путем можно понять свою правоту или неправоту. Но при этом нужно понимать: если ты работаешь директором школы, то твое неизбежное приобретение - это ответственность за людей, за результат. Если учитель ответственен только за свой результат, то директор - за любой проступок и поступок учителя. Поэтому необходимо учиться предугадывать, проектировать эти поступки. Если ты доверил человеку, а он не сделал чего-то, то это не его вина, а твоя. Ты не просчитал возможность того, что он может тебя подвести.
- Расширение зоны ответственности, конечно, меняет мировоззрение человека, - говорит Светлана Ильина. - Учишься понимать людей, смотришь, какой функционал люди могут потянуть, а какой нет, осваиваешь разные технологии. У меня даже есть мастер-класс, показывающий, как работать с биологическим паспортом человека для определения его функционала. Все мы понимаем, что медведь может прекрасно ездить на велосипеде, но в природе он этого не делает, потому что это «не его функционал». Так же и люди. Например, кто-то может работать авиадис­пет­че­ром, а кто-то клоуном. Кто-то не может справляться с рутиной, а кто-то обожает перебирать бумаги. Нужно уметь использовать потенциал каждого. Людей нужно изучать, это позволяет своевременно перераспределять функционал и приносит нужные результаты, которые помогают двигаться к точке Б с максимальной скоростью.

Ленинградская область