Уверенные движения
Семми Шмидт (Semmy Schmidt) милая, обаятельная, белокурая десятилетняя девочка с голубыми глазами и задумчиво-романтичным, устремленным в даль взглядом. Если подойти к Семми поближе, задать ей какой-нибудь вопрос, то девочка вежливо повернет голову, приветливо улыбнется, но взгляд... останется прежним. Только тогда можно понять, что юная барышня слепа.
«Семми, учись слушать стены! Скажи мне, когда почувствуешь приближение стены!» - Доротея Хаберстро (Dorothee Haberstroh), преподаватель школы, дает указания своей ученице. Мне представилась возможность присутствовать на индивидуальном занятии по пространственной ориентировке. Такие уроки один раз в неделю стоят в учебном плане плане всех незрячих учеников школы.
Семми быстрым шагом направляется в сторону здания, используя белую трость для обнаружения возможных препятствий. Примерно в пятидесяти метрах от цели она останавливается и объявляет: «Стена совсем рядом! Я слышу отражение звука от земли».
Педагог довольна успехами девочки: «У нее не просто отличный слух. Ребенок умеет анализировать и дифференцировать звуки. Каждый шаг, каждое соприкосновение белой трости с асфальтом дает ей новую информацию».
Для преподавателя по пространственной ориентировке принципиально важно, чтобы движения ее незрячих учащихся максимально соответствовали поведению зрячих сограждан: «Правильная пространственная ориентировка предполагает хорошую осанку, уверенные движения. И самое главное - слепые должны чувствовать свое тело, тогда они будут двигаться по прямой, а не шарахаться из стороны в сторону, как пьяные».

Новые друзья
Михаэле Зосич (Michaella Sositsch) 14 лет. Так же как и Семми Шмидт, девушка незрячая с рождения. Она родилась и выросла в столице Хорватии Загребе. Три года назад родители решили переехать в Германию. Обосновались на самом юге страны, в курортном городе Констанце на Боденском озере.
В Загребе Михаэла училась в обычной массовой школе. Там она была единственной незрячей учащейся. В Германии сразу попала в специализированную школу для незрячих и слабовидящих в Хайлигенброне: «Я быстро нашла новых друзей... У меня есть возможность пользоваться вспомогательными техническими средствами, которых я была лишена в Загребе. Например, только здесь я стала работать с брайлевским дисплеем».
Девушка уже задумывается о будущей профессии: «Мне бы хотелось работать в сфере внешней торговли. Уже сейчас я владею несколькими языками: хорватским, немецким, английским. Сейчас начала учить французский... Конечно, для этого нужно получить высшее экономическое образование».
Школа в Хайлигенброне имеет свой интернат. Его услугами пользуются 20 учащихся из 90. Интернат маленький, но уютный. У каждого ребенка или подростка отдельная комната (даже у первоклассников!). В каждом блоке из двух комнат имеются душ и туалет. Михаэла тоже живет в интернате. Обычно дети находятся в учебном заведении с понедельника по пятницу, а выходные проводят дома.
Для детей и подростков, живущих в интернате, предлагаются занятия в различных кружках. Например, Михаэла с удовольствием занимается танцами. Но групповых занятий ей недостаточно. Поэтому упорная и целеустремленная девушка регулярно приходит в танцевальный зал для самостоятельных упражнений. Также она любит позаниматься в спортивном зале на тренажерах, поработать на компьютере.
Большое внимание в интернате, как и в школе в целом, уделяется самостоятельности и развитию социально-бытовых навыков. Обед для учащихся готовят профессиональные повара. Его они принимают в общей столовой. Завтраки и ужины они должны готовить сами на кухне интерната под наблюдением воспитателей. Часть учебной программы - трудовое воспитание. Незрячие и слабовидящие дети учатся пылесосить, мыть полы, стирать, гладить и т. д.

Давайте сделаем часы!
В Хайлигенброне существуют классы, которые работают по обычной программе средней школы, адаптируя ее для инвалидов по зрению. Есть специальные классы для детей со слепоглухотой (одновременным нарушением зрения и слуха), а также классы для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
На занятиях в одном из таких классов мне довелось побывать. Урок вела Сара Швайцер (Sara Schweitzer). Класс совсем небольшой - всего четыре человека в возрасте от 15 до 20 лет. Учащиеся под руководством преподавателя должны были изготовить картонные часы. Им предлагалось прикрепить на круглой заготовке обозначения времени (брайлевским шрифтом). Потом к самодельному циферблату прикреплялись картонные стрелки.
Итогом работы стали оригинальные часы для слепых. Только игрушечные. От настоящих их отличало лишь отсутствие электронного механизма и батареек. Брайлевские обозначения времени молодые люди тоже изготовили самостоятельно с помощью специальной пишущей машинки для рельефно-точечного шрифта.
«Во время этого урока мы не только совместно с ребятами изготовили игрушечные часы, но и поговорили о том, какую роль выполняют часы в нашей жизни. Речь шла о распорядке дня, о распределении времени, о том, сколько времени мы тратим на труд и отдых», - «расшифровывает» цели и задачи прошедшего занятия Сара Швайцер.
Программа обучения для детей с интеллектуальными нарушениями обращает особое внимание на развитие коммуникативных возможностей. Например, детям терпеливо объясняют, что ко взрослым людям следует обращаться на «вы», а ровесникам вполне уместно говорить «ты».
«Мы стремимся к тому, чтобы учащиеся по возможности овладели навыками чтения и письма по Брайлю, - делится опытом Сара Швайцер. - Но в реальной жизни они, к сожалению, никогда не смогут и не захотят читать сложные книги или писать развернутые письма. Но если особый ученик сможет написать по Брайлю свое имя, изготовить наклейки с брайлевскими обозначениями для каких-либо коробочек - это уже большое достижение».
Педагоги постоянно задают себе вопрос: какие знания и навыки необходимы учащимся, имеющим ограничения сразу в двух важнейших жизненных сферах? Исходя из этого и составляется учебная программа. Нередко учащиеся и педагог вместе подготавливают «лист закупок» перед посещением супермаркета. Вопросы обсуждаются очень простые: какие продукты и в каком колличестве нужно приобрести, чтобы приготовить полезный обед для четырех-пяти человек? Сколько денег потребуется?
В школе имеются не только учебные классы, но и различные мастерские (швейная, монтажная, столярная). Также есть огород и конюшня. Детям прививаются навыки верховой езды и ухода за животными.
«Одна из сложнейших задач при умственной осталости, особенно сопряженной со слепотой, - научить детей и подростков обращаться с деньгами, понимать значение денег. Что можно купить в Германии за десять евро? Чем можно порадовать себя за сто евро? Какие покупки реально осуществить за тысячу евро? Детям непросто разобраться в этих вопросах. Для них деньги - это просто забавные бумажки, которые люди почему-то передают друг другу», - рассказывает Сара Швайцер.

Школа в монастыре
«Наша школа, учредителем которой является Фонд Святого Франциска, располагается на территории монастыря. Но это светское учебное и реабилитационное заведение, - рассказывает педагог Сара Швайцер. - Конечно, взаимодействие с монастырем у нас есть, мы не отказываемся от своей истории, от своих корней. Но основное финансирование осуществляет государство в лице органов власти федеральной земли Баден-Вюртемберг. И программа обучения светская, а не церковная».
Впрочем, так же как и во всех без исключения учебных заведениях Германии, в школе Хайлигенброна существует обязательный урок религии (для детей с нормальным уровнем интеллектуального развития). С начала обучения и до его окончания. В качестве альтернативы можно выбрать занятия по светской этике.

Познавать мир, играя
Одно из подразделений Специального педагогического учебного и консультативного центра - детский сад. В настоящее время его посещают шесть детей в возрасте от двух с половиной до шести лет. В шестилетнем возрасте в Германии начинается школьное обучение. Задача детского сада - подготовить детей к школе.
Детский сад начинает работать в восемь часов утра. Впрочем, родителям не требуется самостоятельно привозить своих детей в учебно-воспитательное учреждение. Их забирают из дома и привозят на такси и мини-автобусах. Детский сад работает до четырнадцати часов тридцати минут. После этого мальчиков и девочек развозят по домам.
Удобная система! Точно такое же «транспортное обеспечение» действует и в школе. Здесь тоже родителям не требуется прилагать какие-либо усилия. Водитель такси подъезжает к дому, принимает маленького клиента и во второй половине дня доставляет обратно. От двери до двери. Кстати, за эти дорогостоящие разъезды родителям платить не требуется. Все расходы берет на себя социальная служба.
Почему детский сад в Хайлигенброне такой маленький, расчитанный всего на шесть малышей? «Большинство детей-инвалидов дошкольного возраста находятся дома. Наши консультанты способствуют их раннему развитию. В последние годы все больше особых малышей стали посещать детские сады по месту жительства», - рассказывает заведующая детским садом Лиза Беллер (Lisa Beller).
И все же в Хайлигенброне решили организовать и свой детский сад. В первую очередь он предназначен для детей, которые кроме слепоты или слабовидения обладают и другими ограничениями по здоровью. Он также опекает незрячих детей, для которых немецкий язык не является родным. Плохое знание языка может помешать освоению школьной программы.
Для каждого ребенка каждые полгода составляется индивидуальный план развития. Этот план предварительно обсуждается с родителями. По прошествии времени взрослые совместно анализируют, удалось ли достигнуть поставленных целей.
В детском саду воспитанникам прививают бытовые навыки и основы ориентировки: одеться и раздеться, совершить гигиенические процедуры, изучить окружающее пространство с белой тростью... Кстати, госпожа Беллер не только заведующая детским садом, но и увлеченный байкер. В качестве награды время от времени она катает воспитанников детского сада и школьников на личном мотоцикле.
…Пришла пора уезжать из Хайлигенброна. Меня вышел проводить директор Специального педагогического учебного и консультативного центра Дитмар Штефан. Я спросил у радушного хозяина, каким образом можно оценить успех специального образования. «Думаю, что об успехе можно говорить тогда, когда детские мечты воплощаются в жизнь, когда дети и подростки становятся все более самостоятельными, уверенными в себе... Меня радует, когда незрячие и слабовидящие ученики с гордостью произносят: «Я могу сам! Мне больше не нужна помощь».