Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, директор средней общеобразовательной школы МДЦ «Артек»:
- Следует признать, что дополнительное образование (несмотря на свое название, означающее в прямом смысле необязательность, избыточность этого образования) играет важнейшую роль в формировании всесторонне развитой личности, умеющей не только отвечать заученное из учебника, но и делать что-то руками, ценить и понимать искусство, жить, наконец. При этом в сознании родителей часто допобразование оказывается на задворках повестки воспитания ребенка: часто на него не остается времени, потому что нужно готовиться к ЕГЭ и т. д. И это, конечно, одна из причин сложившейся ситуации. Под платным допобразованием понимаются также различные курсы подготовки к ЕГЭ, размножившиеся в последнее время, хотя никакой природой дополнительного образования такие занятия не обладают. Таким образом, свободное время ребенка идет на платное натаскивание к экзаменам, поскольку кружок рисования или журналистики, предлагаемый в школе бесплатно, не воспринимается как значимый при формировании личности. Увы, это так.
Другая причина сложившейся ситуации - несоответствие запросов родителей и детей программам, предлагаемым в бесплатном секторе дополнительного образования. Система допобразования развивается медленнее, чем окружающий мир. К примеру, у ребенка и его родителей возникают потребности в кружках IT-направленности (обучение работе в фото- и видеоредакторах, программированию для современных мобильных устройств и др.), а у школ и центров допобразования нет обученных кадров, способных разработать и реализовать соответствующие программы. Почему нет? Потому что учителей и педагогов допобразования этому не учили (и не могли научить раньше, ибо тогда не было таких редакторов и устройств), курсы повышения квалификации обычно не про содержание, а про методики и приемы, а на зарплату педагогов допобразования айтишники в школу идти не хотят. Что делать? На мой взгляд, нужно делать сферу дополнительного образования более привлекательной для современных выпускников вузов, расширять возможности сетевого взаимодействия, что позволит привлекать к реализации программ допобразования не только учителей и непосредственно педагогов допобразования, но и специалистов других организаций, компаний.

Денис РОГАТКИН, директор Детско-юношеского центра, Петрозаводск:
- Как известно, дополнительное образование не является обязательным. Нет такой цели - заставить всех детей от 5 до 17 лет заниматься во внешкольных кружках. Все дети разные, и для кого-то школьной нагрузки более чем достаточно.
Государство поставило перед системой дополнительного образования задачу охватить своими программами не менее 75% детей. Но неожиданно из системы стали выводить спортшколы, они переходят на программы спортивной подготовки. Говорят, что вслед за спортшколами систему допобразования покинут музыкальные и художественные школы. Неясно, будут ли после этого скорректированы показатели охвата дополнительными общеразвивающими программами? Или же мы станем настаивать, что юным спортсменам необходимо после школы и тренировки идти еще и во Дворец творчества?
По установкам национального проекта уже в следующем году 50% детей должны получать дополнительное образование через систему персонифицированного финансирования - по сертификатам с определенным денежным номиналом. Стоимость сертификата рассчитывается просто: оставшиеся в системе дополнительного образования деньги нужно разделить на 75% детей, проживающих на территории. Почему именно 75%? Потому что прежние целевые установки никто не отменял.
В итоге программы, которые будут доступны для выбора по сертификатам, неизбежно станут в два-три раза короче, ведь за те же деньги системе допобразования нужно охватить в 1,5‑2 раза больше детей! Раньше ребенок бесплатно занимался весь год, а теперь будет заниматься от 3 до 6 месяцев. Хочешь заниматься дальше - заплати. Если учреждения при этом не смогут набрать нужное количество желающих, то неосвоенные бюджетные деньги у них заберут.
Есть простой принцип: не нужно чинить то, что и так хорошо работает. То, что 22% детей нигде не занимаются, не повод для того, чтобы ломать систему дополнительного образования, которая приносит пользу огромному количеству школьников.

Елена ПОЛИЩУК, мама двоих детей, Воронеж:
- Я помню свое детство, когда у нас в микрорайоне, в шаговой доступности от дома, находились станция юных техников, детский клуб «Улыбка», Клуб юных моряков и Клуб юных железнодорожников. Это я перечислила только те организации дополнительного образования, которые посещала сама в разное время и до которых идти было десять минут, не больше. Чуть подальше, через остановку от моего дома, построили Дворец культуры «Электроника», в котором кружков и секций было еще больше, и там я занималась в городском ансамбле народного танца. Знаю еще, что в нашем микрорайоне была станция юных туристов и натуралистов. Везде занимались дети. И утром, и вечером. Чтобы обеспечить сегодняшним школьникам такую же доступность кружков и секций, надо, на мой взгляд, сделать их такими же многочисленными. Сегодняшние дети имеют больше возможностей к познанию, они поколение Интернета, им интереснее не вышивать, а сделать робота, который будет уметь вышивать. Поэтому нужно новое оборудование. И еще обязательно нужны увлеченные, профессиональные педагоги, к которым дети захотели бы ходить на занятия. Но для этого педагогам надо соответствующим образом платить.

Татьяна ЯКОВЛЕВА, мама пятиклассницы, Великий Новгород:
- Все кружки для детей до 18 лет должны быть бесплатными. Это норма для цивилизованных стран. Российские дети не ходят в кружки, потому что это дорого. Вторая причина - чрезмерная загруженность детей в школе. Третья причина - неумение организовать кружки. Моя коллега из сельской школы сообщила, что у них вместо спортивного кружка по решению властей обязали сделать кружок химии. А учителя по химии в этой школе нет, она уволилась. В результате и ситуация абсурдная, и желания детей не учтены.

Михаил ПЕТРОВ, отец четвероклассника, Санкт-Петербург:
- Кружки и секции считаются бесплатными, но, если, например, у меня ребенок занимается плаванием, то мы покупаем форму, оплачиваем поездки на спортивные сборы, а они бывают три раза в год. В прошлом году детей возили на сборы в Грецию. Перелет и проживание обошлись нам в приличную сумму. У сестры дочка занимается в танцевальном кружке, так там тоже нужны деньги на костюмы, на гастрольные, конкурсные поездки, питание. Но, если подумать, кто будет это оплачивать, если не родители? Государство? Но ведь ребенка не заставишь насильно заниматься спортом или танцами. Сегодня он ходит, а завтра - нет. Как тогда затраты на его обучение оправдать?