Антонина ЕМЕЛЬЯНОВА, специалист по учебникам Департамента образования Вологодской области:

- Издательств, которые выпускают учебную литературу, сейчас много. Но мы все-таки предпочитаем иметь дело с уже проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя фирмами. В частности, с «Дрофой». Ведь она создает учебники и методические пособия не только по всем предметам школьной программы, но и массу других книг, очень полезных и нужных как ученикам, так и учителям. Педагоги уже много лет работают по ним, уже знают все их достоинства и видят преимущества перед другими. Объясню, почему. Это издательство наиболее быстро реагирует на какие-либо изменения в учебных планах и учебной программе, а также работает на опережение, не дожидаясь, пока грянет гром, просчитывая наперед (в этом его профессионализм), что будет востребовано уже завтра и послезавтра. И обновление учебной литературы «Дрофа» осуществляет очень оперативно. Кроме того, издательство очень часто проводит различные семинары, приглашая на них известных методистов и авторов учебников. Самое главное, и это отмечают многие, эти мероприятия издательство проводит целиком за свой счет, мало того, даже оплачивает проезд тем педагогам, которые приезжают сюда. А это сегодня немаловажно.

«Дрофа» создает как обычные, уже хорошо зарекомендовавшие и прошедшие не одно издание учебники, так и книги для углубленного изучения предмета. Причем любой наш учитель всегда может выбрать ту линию, которая ближе ему по духу и целям. Как правило, литература выпускается комплектами, то есть учебники сопровождаются методическими рекомендациями, книгами для учителя и ученика, рабочими тетрадями. Это то, что значительно облегчает работу как учителя, так и ребят, без чего не может быть полноценного урока. И что важно, издания «Дрофы» не только радуют глаз своей красочной полиграфией, но и строго соответствуют всем санитарным нормам.

Следует еще особо отметить и то, что у нас еще никогда не было проблем с заказом учебной литературы и ее доставкой. Ведь иной раз как бывает - спрашиваем какое-нибудь издательство, есть ли такие-то учебники, указанные в их каталогах, они отвечают утвердительно, а потом выясняется, что этих книг еще (или уже) нет. Или же цена на них возросла, но покупать все равно приходится, поскольку заказ сделан. Так вот с «Дрофой» в данном смысле работать гораздо легче и проще, поскольку она всегда держит слово. И несмотря на невысокую стоимость своих книг пытается держать цену, стараясь не повышать ее в ущерб кому-либо.

Среди другой продукции издательства огромной популярностью пользуется справочная литература - хрестоматии, словари, энциклопедии, которые охотно приобретают школы для пополнения своих библиотечных фондов. Нарасхват идут пособия для подготовки к единому государственному экзамену. И, конечно же, нельзя не сказать о новых, великолепно изданных красочных картах и атласах, без которых было бы невозможно преподавать предметы на современном уровне. Нас всех очень радует, что «Дрофа» стала в последнее время уделять особое внимание выпуску наглядных пособий по всем предметам. Этим уже давным-давно никто всерьез не занимался, а ведь во многих школах до сих пор пользуются предельно изношенными, морально и физически устаревшими таблицами и плакатами, выпущенными еще при советской власти.

Валерий СУДАКОВ, ректор Вологодского института развития образования, доктор педагогических наук:

- Взаимодействие с издательствами заключается не только в том, что нас приглашают послушать авторские курсы. В свою очередь мы тоже можем пригласить авторов учебников. И делаем это довольно часто. Практически в течение всего учебного года организуются встречи с авторскими коллективами и редакторами издательств. На наш взгляд, этот процесс можно охарактеризовать как дополнительную экспертизу, когда учителя знакомятся с учебником, задают вопросы и вносят свои коррективы. Заинтересованность авторов в этом безусловна. Учителя самой практикой сориентированы на дидактический стандарт современной учебной книги, поэтому являются для автора полезнейшими собеседниками. Мы в этом случае тоже не только знакомимся с содержанием учебника, но и представляем его дидактическую составляющую. Ведь какую трудную задачу обязаны решить авторы учебной книги? Она должна содействовать развитию личности на базе содержания данной образовательной области. Поэтому само изложение должно носить не повествовательный характер, а характер введения в исследование. Разумеется, сопровождающим учебник материалам это вменяется в обязанность в еще большей степени. На мой взгляд, пока способ изложения современного учебника еще не сложился. Не знаю, как «Дрофа» в этом плане работает с авторами, но в качестве пожелания хотелось бы предложить обучающие семинары для авторов, где бы проходило знакомство с технологиями зарубежных авторов. Также необходимы совместные семинары с авторами книг по национально-региональному компоненту. Федеральный компонент - это стандартизированное содержание, которое важно для усвоения всеми гражданами России, национально-региональный компонент отражает специфику той или иной крупной образовательной области федерального компонента, но уже в его региональном обрамлении. Однако технологично они должны друг другу соответствовать. Технологическая и дидактическая культура у авторов федерального и национально-регионального компонентов должна быть одна и та же.

Татьяна ЗАЙЦЕВА, проректор по учебной работе ВИРО:

- Поскольку мы сотрудничаем с несколькими издательствами, то включаем в наш региональный комплект учебников всех рекомендуемых авторов. Если посмотреть более внимательно, то можно отметить следующее: книги издательства «Дрофа» преобладают. Учебников этого издательства по всем образовательным областям у нас используется очень много. К примеру, по биологии в 40% школ используется весь комплект учебников Н. Сонина. Такое же количество школ отдает предпочтение комплекту учебников по биологии В. Пасечника. По химии пользуются большой популярностью учебники под авторством О. Габриеляна. С авторами мы встречались неоднократно, и надо заметить, что издательство в этом смысле активно помогает нам. Оно высылает в начале учебного года предложения, а мы в соответствии с ними составляем график встреч, высылаем расписание курсовых мероприятий.

По литературе большим спросом пользуется учебник А. Кутузова. Почему? Сейчас переход на профильное обучение ставит перед педагогами задачу разработки элективных курсов, и то, что рассчитано на углубленное изучение предмета, как у Кутузова, очень востребовано. Остается добавить, что все, что сопутствует учебнику: дидактические пособия, рабочие тетради, нами тоже приобретается и активно используется.

Если говорить о достоинствах учебников издательства «Дрофа», то одно из главных заключается в том, что авторами соблюдается преемственность между звеньями школы, желание выдержать содержательные линии. Популярности также способствуют красочность оформления, обеспеченность дидактическими материалами.

Людмила МАРТЫНЕНКО, учитель русского языка и литературы СШ №4:

- Мы работаем по УМК В. Бабайцевой и «Русской речи» М. Никитиной. У меня осталось от знакомства с этими учебными книгами самое хорошее впечатление. Мало того, в нашей школе все учителя перешли на работу по этому комплекту. Причины таковы: к примеру, комплект Бабайцевой современен в содержательном плане. Подбор всех учебных материалов отвечает современному уровню. Нет идеологической перегруженности. Много текстов развивающего характера, затрагивающих нравственные, этические проблемы. Последнее свойственно учебнику Никитиной: подбор текстов для изложения, подготовки к сочинениям тщательно продуман.

Еще одно достоинство - хорошее полиграфическое исполнение книг. Они отлично сброшюрованы и не превращаются в хлам после первого года пользования.

Если подводить своеобразный итог, то у моих ребят, с которыми мы занимались по комплекту Бабайцевой с 5-й по 9-й класс, не было проблем со сдачей ЕГЭ в прошлом году. Весь класс сдавал единый государственный экзамен, и результат был неплохим: 5-6 человек получили балл, соответствующий тройке, все остальные сдали ЕГЭ на более высокие баллы. У нас не возникало сложностей в первую очередь с таким серьезным разделом, как «Культура речи и основы стилистики», потому что этой теме в комплекте Бабайцевой уделяется много внимания.

Что касается пожеланий, то хотелось бы разнообразия материалов, то есть было бы неплохо включать в учебник поэтические тексты. Можно также подумать об улучшении оформления учебника: ребятам черно-белая книга уже неинтересна. Это не значит, что нужно превратить ее в раскраску, но неплохо бы порой изменить шрифт, цвет, постараться выделить схемы и так далее.

Валерий Судаков:

- В нашей беседе нельзя не затронуть такую проблемную тему, как избыток на книжном учебном рынке литературы. Увы, количество не связано напрямую с качеством. Наверное, причина в том, что до сих пор не разработан стандарт учебной книги. Ситуация складывается таким образом, что проблема остается прежней: насколько обеспечена линия стандартизации содержания образования? Сегодня становится ясно: региональный компонент сужается. Помимо многочисленного перечня учебников возникает также проблема вертикали между федеральным и национально-региональным компонентом. Она не выстроена. Даже на уровне рекомендаций от Минобрнауки.

Почему обилие литературы ставит педагогов в затруднение? Неразумно, когда существует несколько учебников по одному предмету в одном классе. Не надо абсолютизировать право выбора. Здесь нужна рациональность. Кроме самого учебника, должен быть шлейф учебно-методического наполнения, и в связи с этим, на мой взгляд, сегодня на первое место выходит литература, которая рассчитана на развитие самостоятельного мышления учащегося - хрестоматии, задачники, упражнения. Время поставило задачу жанрового многообразия, и хочется надеяться, что все издательства, включая уважаемую «Дрофу», будут следовать веянию времени.

Антонина ЕМЕЛЬЯНОВА:

- Нередко нас спрашивают, стоит ли ограничивать количество учебников и самих издательств, их выпускающих. Думаю, что разнообразие еще никому не повредило, а право выбора нужно предоставлять всем. Кроме того, как бы мы ни хвалили продукцию какого-нибудь одного издательства, оно при всем желании не сможет быть абсолютным лидером по всем направлениям. Другими словами, если какая-то фирма специализируется на выпуске дошкольной литературы или книг на иностранных языках и за много лет наработала огромный опыт в этом направлении, то пусть она и дальше разрабатывает его. К слову будет сказано, и «Дрофа» вовсе не стремится, на наш взгляд, стать монополистом на рынке учебной литературы, позволяя и другим издательствам развиваться и совершенствоваться. И это делает ей честь.

Вологда