Не буду вдаваться в подробности и детали сложных диагнозов, но случилось так, что Гриша перенес очень тяжелое заболевание, и мы были вынуждены почти семь лет практически прожить в самых разных больницах в разных странах. Когда пришло время идти в школу, мы были в Нидерландах, стране, которая славится своими социальной поддержкой и разными формами образования для детей с особенностями развития. На тот момент у Гриши были очень серьезная задержка речевого и психического развития и тяжелые посттравматические нарушения. Мы провели (я не могу использовать тут слово «учиться», это не было учебой) в разных школах почти год, и результат был только один - разные специалисты в разных учреждениях сказали нам, что ребенок никогда не научится ни читать, ни писать, что у него не будет друзей, в обществе он вряд ли адаптируется. С такими детьми нужно выбрать стратегию «следовать за ребенком», сказали нам, главное, чтобы он был по-своему счастлив, а поэтому не нужно его ничему учить, раз у него все равно ничего не выйдет, а дать ему деревянные кубики и посадить куда-нибудь в угол, чтобы никому не мешал. И вообще проблема тут не с ребенком, а с родителями: нам надо поработать с психологами и принять тот факт, что наш ребенок никогда не будет общаться ни с нами, ни с окружающим миром. Никакие мои аргументы о том, что он знает буквы, умеет считать и может набирать слова на компьютере, ни на кого не действовали. «Этого просто не может быть, - говорили «специалисты». - А то, что вы нам показываете, - вы его просто натренировали, так ведь и зайца можно научить кататься на велосипеде».
Может быть, оттого, что мы, как родители, никак не хотели верить, что у нашего ребенка не может быть нормального будущего, а может быть, от отчаяния, но мы решили вернуться в Россию. Надо сказать, что НАШУ школу мы нашли не сразу. Мы прошли собеседование в нескольких образовательных учреждениях, но везде были варианты или с большими инклюзивными классами, или не было мест, или добираться до школы было очень далеко, или учителям просто откровенно не хотелось брать такого сложного ребенка. Поэтому, когда я позвонила в школу №1467 и спокойный уверенный голос сказал мне: «Приезжайте прямо завтра, и мы посмотрим, что можно сделать», я была очень удивлена. Но с того самого дня в нашей жизни появились и вера, и уверенность в том, что сделать можно очень многое.
За все три года обучения никто ни разу не поставил под сомнение, что ученики, которые приходят сюда, могут все. Что им под силу любые задачи и трудности. Здесь просто некогда сомневаться, потому что все заняты, все работают, все учатся, все стараются и очень любят то, что они делают.
Я очень боялась снова услышать фразу: «Вот видите, он не может», но вместо нее я услышала: «У него все получится!»
Прошло три года. Гриша, который даже не мог удержать ручку, прекрасно пишет, и (удивительно, как меняются цели и приоритеты) теперь мы работаем уже над красивым почерком, хотя я до сих пор не могу поверить, что он действительно просто САМ ПИШЕТ! И когда наш учитель говорит: «Надо стараться писать красиво и не залезать на поля», я думаю: это просто мечты, но как знать, вполне возможно, что через пару лет у сына будет образцовый почерк. Гриша считает, решает задачи, читает книжки, учит наизусть стихи, занимается спортом и обожает уроки английского языка. Он обычный московский школьник, и это настоящее чудо.
Я бесконечно благодарна всем учителям и руководителям нашей школы, потому что они не только научили Гришу многому, они каждый день учат родителей особенных детей видеть мир по-другому. Они не смотрят на недостатки и ограничения ребенка, а стараются найти в каждом его таланты и удивительные способности, которые, и здесь в этом уверены, есть у каждого! И если развивать именно сильную сторону, то ребенок поверит в себя и справится с любыми задачами. Многие школы уже начали вводить правило «зеленого карандаша», когда акцент делают не на ошибках, а на достижениях ученика, но в нашей школе, как мне кажется, оно было всегда, и это касается не только оценок в тетради. Пусть ты не самый быстрый бегун, но как прекрасно ты рассказываешь истории! Пусть ты не справился с примером по математике, но ты помог своему другу одеться! Пусть у тебя ошибка в диктанте, но какой же ты молодец - ты знаешь все про планеты и звезды! Вот в таких школах, я думаю, и вырастают настоящие звезды и звездочки, потому что им посчастливилось оказаться на этой школьной планете, где в них верят, где всем комфортно, где каждый сотрудник знает каждого ребенка не только по имени, но знает его характер, привычки, проблемы и даже секреты. А когда есть доверие, когда учителя, родители и дети верят друг в друга, возможны любые чудеса.
Я очень хочу подчеркнуть, что такая школа с индивидуальным подходом невероятно важна и нужна. Я очень подробно изучала опыт других стран, и почти все специалисты, дефектологи и психологи говорят о том, что нет другой более правильной модели обучения для детей с особенностями развития. Есть очень большие группы учеников, которые никогда не смогут учиться в обычных классах, сколько бы тьюторов их ни сопровождало.
Безусловно, это стоит больших средств и привлечения самых лучших специалистов, но ведь каждый маленький успех ребенка тоже этого стоит! И нам действительно есть чем гордиться!
Прошло три года, с тех пор как Гриша пошел в нашу школу. Он невероятно изменился, и мы изменились вместе с ним. Я до сих пор не верю, что он может так много. Я когда-то тоже училась в школе, но мне никогда не хотелось, например, бежать туда на каникулах. Поэтому, когда мой сын говорит мне летом: «Я хочу в школу. Как там Марина Владимировна?», я очень ему завидую.
Моему сыну и нам невероятно повезло найти нашу школу, которая делает для своих ребят так много. И самое главное - сейчас, спустя три года, мы абсолютно уверены: У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Ирина ЛЕЙК,
мама Гриши Трофимова, ученика 2‑го класса школы №1467