Педагог сталкивается с рядом проблем. Например, индивидуальный подход должен отражаться в так называемых адаптированных программах. И здесь возникает первая трудность. Мне как учителю среднего звена необходимо разрабатывать эти специальные программы, так как на сегодняшний день принят ФГОС для детей с ОВЗ только в начальном образовании.
Безусловно, современный педагог должен быть в первую очередь необычайно находчив и талантлив. Но будет ли этого достаточно для решения столь важного вопроса?
В нашей школе работа с детьми с особыми образовательными потребностями содержит определенный алгоритм. Учителя совместно со школьным психолого-педагогическим консилиумом, в состав которого входят педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ. Также ведется активная работа с семьей особенного ребенка: консультирование, пропаганда знаний, мы добиваемся того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций. Однако не каждый родитель может оказать необходимую помощь своему ребенку и сотрудничать с педагогом.
Одни родители, приводя своего ребенка с недостаточными способностями и возможностями в общеобразовательную школу, полностью рассчитывают на помощь педагогов, при этом никак не способствуют формированию ребенка во внеурочное время. Поэтому особенность в развитии зачастую раскрывается только в период получения образования.
Другие же родители и охотно сотрудничают с педагогическим коллективом, и способствуют эффективной подготовке домашних заданий или принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях. Такой вариант всегда ведет к успешной социализации ребенка с ОВЗ, так как какое-либо нарушение диагностируется на ранних этапах развития благодаря труду и заботе родителей.
Ведь не стоит забывать, что инклюзивное образование следует начинать с самых ранних лет. Именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущем. Поэтому и родителям необходимо оказывать как педагогическую, так и психологическую помощь в воспитании особенных детей. Однако если говорить об успешности в получении образования, то эта задача реализуема для детей с сохранным интеллектом. Но что делать учителю, если у ученика несохранный интеллект? И должен ли распространяться на такого ребенка единый формат государственной аттестации? Тут возникает необходимость в гибкости образовательного маршрута для таких детей и обучении их по индивидуальному учебному плану.
Образование ребенка с ОВЗ дает возможность ему и его семье жить полноценной жизнью, когда родитель может быть уверен, что у его ребенка есть будущее. И введение инклюзивного образования требует специальной продолжительной подготовки, в процессе которой происходят не только обучение педагогов и разработка методических документов, таких как адаптированные общеобразовательные программы, но и психологическая подготовка родителей к включению их детей в общеобразовательные классы. Ведь успешный особенный ребенок - это огромный труд родителей и учителей.

Валерия БАСАЛКИНД,
учитель русского языка и литературы школы №1542