Из собственного опыта вынесла убеждение: с трудными детьми можно и нужно работать. Считаю своей задачей воспитание достойных членов общества. Добиться положительного результата в этом непростом деле можно, только работая в двух направлениях: с детьми и с их родителями, с семьей.
В работе с родителями руководствуюсь такими правилами: уважаю, помогаю, объясняю, благодарю, доверяю, учусь сама, спрашиваю. При этом использую следующие формы работы:
- живой разговор для установления контакта;
- телефонный звонок для систематического оповещения родителей и оперативного получения информации;
- анкетирование родителей для ознакомления с методами воспитания детей в семье, отношения родителей к ребенку;
- посещение родителями учебных занятий с целью знакомства с особенностями работы учителя, с учебной деятельностью ребенка и других учащихся класса;
- тематические родительские собрания для повышения педагогической культуры родителей, привлечения их к участию в жизни класса, к жизни в школе собственного ребенка (дети всегда гордятся, если их родители участвуют в работе родительского актива);
- индивидуальные беседы и консультации с целью оказания помощи ребенку и семье;
- посещение детей на дому для получения информации, контроля и в случае необходимости оказания помощи и поддержки;
- оформление информационных стендов для информирования о достижениях, деятельности в секциях, кружках;
- коллективное творческое дело для сплочения родителей и детей;
- досуговые мероприятия, совместные с детьми экскурсионные поездки, в ходе которых устанавливается эмоциональный контакт ребенка, родителей и педагога.
Хорошо усвоила, что в общении с родителями нельзя только критиковать ребенка, видеть в нем лишь плохое. Всегда надо найти что-то, за что его можно похвалить. Постоянные претензии в адрес родителей и детей отталкивают их от школы, лишают доверия к учителям и разрушают контакт. Помощь в такой ситуации не будет принята.
В работе с детьми руководствуюсь теми же правилами, что и в работе с родителями: уважаю, помогаю, объясняю, благодарю, доверяю, учусь сама, спрашиваю. Трудные дети недоверчивы, зачастую подозрительны и упрямы. Они очень критично относятся к учителям. Поэтому мы должны быть последовательны во всем, должны сами строго следовать нормам, соблюдения которых требуем от детей.
В социализации детей важную роль играет коллектив. Ни один ребенок, особенно трудный, не должен ощущать себя лишним и ненужным. В связи с этим в работе с классом, и с трудными детьми особенно, важную роль играет активность в воспитании классного коллектива. А именно:
- формирую ученическое самоуправление в классе, что воспитывает личность с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои поступки и их последствия, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению. Совместными усилиями класс делает общее дело, и причастность к нему мобилизует ребят, повышает градус личной ответственности;
- привлекаю к участию во внеклас­сных мероприятиях каждого школьника: в школьных вечерах, встречах с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами, в спортивных соревнованиях, в работе кружков и секций. Привлекать непременно нужно всех. Если ребенку трудно выучить длинный текст, следует дать ему несколько слов, но пусть он чувствует свою нужность, а то и незаменимость;
- вовлекаю подростков во внеурочную деятельность, которая помогает выявить скрытые интересы детей, дает им возможность реализовать себя, проявить свои способности;
- экскурсионная деятельность - форма культурно-просветительской работы. Дети непосредственно видят, слышат, осязают окружающий мир, воспринимают его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, отличных от тех, которые предстают со страниц учебных пособий, все это воспитывает любовь к Родине, ее культуре, природе, истории, людям;
- провожу индивидуальные доверительные беседы, в ходе которых устанавливается тесный контакт с ребенком в пространстве «дети - учитель». Зачастую трудным детям не с кем дома поговорить по душам, не у кого спросить совета. Роль классного руководителя в этой ситуации трудно переоценить.
Однако нельзя полагаться только на собственные силы. При необходимости привлекаю к работе психологическую и воспитательную службы школы, учителей-предметников, администрацию.
Систематическая сплоченная работа приводит к положительным результатам. Надо только хотеть помочь ребенку, стремиться понять его, ведь трудными дети не рождаются, такими они становятся...

Ирина ДИМЧУК,
учитель истории и обществознания школы №1002