Мы дорожим своим брэндом!

Досье «УГ»

Татьяна Викторовна НИЛОВА, главный редактор и генеральный директор ООО «Дрофа-Плюс». Родилась в Москве, закончила исторический факультет МГУ. Работала в Институте Латинской Америки, в Институте мировой экономики и международных отношений, издательствах «Знание» и «АСТ-Пресс». В «Дрофе-Плюс» с самого основания этой организации (2002 год).

- Татьяна Викторовна, существует мнение, что неучебной литературы как таковой не существует в принципе, поскольку практически каждое издание, будь то газета, книга или журнал, можно с успехом использовать в учебной деятельности. Вы согласны с этим?

- Конечно. Любая литература развивает: учебная - разум, художественная - душу. Иного пути формирования гармоничной личности человечество пока не придумало. Поскольку наше предприятие существует в рамках холдинга, известного именно учебной литературой, мы стараемся выпускать книги, которые формируют своего рода культурологический образовательный шлейф, входят в школьный круг чтения. Но в то же время эти книги являются основой любой домашней, семейной библиотеки. Не прочитав их, человек обедняет свою жизнь, он не может считать себя культурным, образованным, интеллигентным. Мы постарались выделить круги чтения для разных возрастных групп: от дошкольников до старшеклассников. Безусловно, в эти «круги» входит литература, которую можно назвать «вневозрастной». Кому, например, адресована «Алиса в стране чудес»? Ребенок в ней найдет одно, взрослый - другое. Точно так же «Два капитана», «Три мушкетера» и многие-многие другие книги. Лично для меня не существует определения читательской аудитории «для среднего и старшего школьного возраста». Потому что это возраст, когда надо читать просто хорошие книги на все времена.

- Однако не все имеют возможность купить какие-то книги как для себя, так и для своего ребенка.

- Тем не менее сказки Пушкина в детстве должен прочесть каждый. Мы прекрасно понимаем, что экономическая ситуация не позволяет каждому покупать дорого изданную книгу. Поэтому стараемся сделать так, чтобы удовлетворить запросы как среднеобеспеченных, так и малоимущих слоев населения. И выпускаем того же Пушкина и в богатом исполнении, и в виде брошюры прекрасными рисунками. Ценовая многовариантность - один из наших принципов. Все-таки главное в книге - это буквы.

- Каких авторов вы стараетесь издавать?

- Мы ориентируемся на писателей, которые, как говорится, проверены временем. Ведь мы - структура коммерческая, поэтому в большей степени удовлетворяем спрос, чем его формируем. Хотя, стараясь хорошо издавать хорошие книги, мы, надеюсь, воспитываем в читателе любовь к чтению. «Дрофа-Плюс» издает то, что уже стало классикой. А вот формировать классику «новую», открывать новые имена - это задача иного уровня, и здесь издателям необходима поддержка со стороны государства. В деле создания учебной литературы оно принимает участие - формирует заказ, поддерживает те или иные проекты, помогает с распространением. С детской литературой все гораздо сложнее. Воспитание подрастающего поколения - задача государственного масштаба, именно поэтому необходима целевая программа поддержки детской литературы и молодых авторов.

- Чем еще помимо художественной «вневозрастной» литературы «Дрофа-Плюс» может заинтересовать взрослых?

- Честно говоря, мне проще сказать, какие книги мы принципиально НЕ издаем - криминальные боевики, дамские романы, а также то, что связано с какими-то нравственно скользкими проблемами. Мы дорожим своим брэндом. И крайне осторожно подходим к изданию тех книг, которые могли бы ему повредить. Основная задача «Дрофы-Плюс» - формировать семейную библиотеку, то есть создать такую подборку литературы, которая была бы интересна и, главное, необходима в семье каждому - и ребенку, и его папе с мамой, и бабушке с дедушкой. Есть проблемы, которые касаются всех, - как приготовить обед и сохранить урожай (серия «Для дома и семьи»), как научиться жить в мире с собой и людьми (серия «Популярная психология для всех и для каждого») и т.д. Надо сказать, что многих авторов здесь представлять не нужно - чего стоят такие имена, как Андрей Туманов, главный редактор журнала «Ваши 6 соток», или Алла Баркан, известный детский психолог, доктор педагогических наук! Текст в подобного рода изданиях стараемся организовать таким образом, чтобы читатель мог легко найти любую интересующую его информацию. Книгу ведь тоже встречают по одежке - это касается не только красочного оформления обложки, но и «цепляющего», информационно емкого названия («Плохие привычки хороших детей», «Подросток - бить или любить?»). В целом нашу «взрослую» программу можно охарактеризовать как попытку сформировать с помощью наших книг позитивное отношение к жизни и проблемам, которые ее сопровождают.

- Художники-иллюстраторы, я так понимаю, тоже являются вашими авторами, поскольку не состоят в штате «Дрофы-Плюс»?

- Да, за исключением наших штатных художников-дизайнеров, все они - птицы вольного полета, поэтому могут принять наши условия или отказаться. Но они всегда соглашаются, поскольку мы предлагаем им хорошие условия для работы. Это касается не только гонораров. Просто мы любим свои книги, и этой любовью «заражаем» всех, кто с нами сотрудничает. Мы стараемся, чтобы автор текста и художник-иллюстратор формировали единый контекст книги, взаимодополняли друг друга. Не случайно наше издание сказок Корнея Чуковского с иллюстрациями Анатолия Елисеева потомки великого писателя считают одним из лучших за последние 20 лет. Другой пример великолепной связки автора и художника - книга «Ежик в тумане» Сергея Козлова, рисунки для которой выполнил Александр Гурьев. Дело в том, что эти сказки одновременно и детские, и взрослые, поскольку наполнены довольно глубоким философским содержанием. И иллюстрации предельно точно отображают этот «взрослый детский мир». Мы всегда помним о том, что иллюстрация в детской книге выполняет особую, крайне важную функцию, помогая познавать мир. И здесь необходимо держаться той золотой середины, которая позволяет художнику, с одной стороны, проявить буйство фантазии, а с другой - сохранить естественность и реальность мира.

- Какова роль художников-дизайнеров?

- Они делают книгу узнаваемой, создают фирменный стиль, который привлекает внимание и несет информацию о содержании книги, о ее адресате. Грамотное оформление - это залог рыночного успеха продукции любого издательства. И наш главный художник Алексей Копалин (кстати, праправнук Айвазовского!) за два года сумел создать лицо издательства. Встречая в продаже нашу новую продукцию, многие уже с первого взгляда узнают, что это «Дрофа-Плюс». Серийные обложки, шрифты, подходы к способам размещения текста и иллюстраций, сложнейший макет упомянутой уже 16-томной энциклопедии - все оригинальное, авторское, запоминающееся.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом проекте, коль скоро, как вы говорили, именно под него и было создано издательство.

- Проект этот можно назвать глобальным и очень сложным в исполнении - не случайно первые две книги («Древний мир» и «Русская культура») выйдут лишь осенью. В этой энциклопедии использован системно-алфавитный подход, то есть сочетание словарной статьи со множеством подверсток, которые раскрывают «черное» слово через большое количество дополнительной информации - текста, рисунков, фотографий, схем, таблиц, цитат и т.д. Причем мы не боимся ставить и те материалы, которые по каким-то причинам не было принято включать в энциклопедии как вид издания. Задача нашей энциклопедии - мотивировать интерес к предмету, «зацепить», сделать так, чтобы человек, прочитав небольшую статью, захотел пойти дальше, к другим книгам. Так, например, небольшую (всего 1500 знаков) статью об Александре Македонском сопровождают 5 (!) дополнительных разворотов, где можно найти все о его жизни и деяниях - от рождения до версий гибели. Материал подается сразу в нескольких аспектах: кратком информативном (статья), познавательно-развлекательном (подверстки и цитаты), эмоциональном (рисунки и фотографии) и даже тактильном (хорошее полиграфическое исполнение).

Каждый том открывается пятнадцатью разворотами, предназначенными исключительно для эмоционального восприятия. Это своего рода увертюра, введение в предмет, основные закономерности через образ, картинку. Далее идет сам словник с подверстками. А в конце приведены приложения, в которых тот же самый материал оформлен в виде таблиц, графиков, диаграмм. Есть и забавная информация: например, зарплаты основных категорий населения в Древней Греции соотнесены с тем, что можно было купить на эти деньги в то время (оказывается, педагоги тогда зарабатывали очень даже неплохо.) Все это позволяет связать прочитанное с сегодняшним днем, то есть в очередной раз мотивировать читателя к изучению истории и культуры. Завершают том указатели.

Первоначально в названии энциклопедии присутствовало слово «школьная». Но потом мы решили отказаться от него, поскольку, с одной стороны, не захотели ограничивать себя какими-то возрастными рамками, а с другой - подумали, что правильнее сделать ставку на неофита, то есть на любого заинтересованного читателя, будь он пятнадцати- или шестидесятилетним. В то же время материал целиком соответствует школьной программе, ненамного превышая ее.

- По мнению некоторых, детская книга должна быть ровно такого качества, что если ее и разорвут, то чтобы не жалко было.

- С этим утверждением не хочется соглашаться. Воспитывать уважение к книге нужно с детства. И внушать всякий раз, что книги рвать нельзя. Есть замечательный способ: сделать книгу так, чтобы ребенку самому было жалко рвать ее. Детская книга в идеале должна быть красивой, хорошо изданной, с прекрасными иллюстрациями. Правда, существует проблема целесообразности. Например, что лучше взять на дачу или в долгую поездку - дорогое издание или дешевую книжку в обложке? Или другой момент, когда книга (в школе, например) подразумевает работу с текстом: нужно что-то подчеркнуть, выделить, сделать запись на полях. Для этих целей создана серия «Внеклассное чтение» (1-4-е классы). Каждый сборник - простенькая брошюрка ценою не дороже еженедельной газеты.

- Какие еще серии книг издает «Дрофа-Плюс»?

- Их перечисление займет слишком много времени. «Мои первые слова», «Книжки-картонки», «Вырубки-малышки», «Книжки-малышки» и «Играем в сказку» предназначены для самых маленьких. «Книжки-лото» учат собирать целое изображение из двух элементов, строить логические ряды, «Школа для малышей» - это образный рассказ об окружающем мире. Одно из главных направлений - классические сказки: серии «Сказочный мир», «Книжки-картинки», «Лучшие сказки русских писателей», «Лучшие сказки зарубежных писателей», «Сказки со всего света» и другие. Помочь ребенку подготовиться к школе помогут такие серии, как «Русские классики - детям», «Скоро в школу!», «Маленький забавный мир». А книги серии «Рассказы о животных» целиком включены в программу по внеклассному чтению Министерства образования и науки. На более старший возраст рассчитана серия «Калейдоскоп историй», одним из авторов которой стал Кир Булычев. Серия «Круг чтения» представляет лучшие произведения приключенческого жанра. «Иллюстрированная библиотека классики» предлагает читателю взглянуть на всемирно известные произведения глазами замечательных художников. И это еще далеко не все...

- Я уже понял, что ваши книги должны быть в каждой семье, поскольку в любом доме они найдут заинтересованного читателя. Но было бы совсем хорошо, если бы они появились и в детских садах, и в сельских библиотеках, и в школах...

- А вот это уже зависит от государства. Ведь у самих библиотек денег на пополнение фондов нет. Свои скудные средства школы тратят в основном на закупку учебников. Поэтому получается, что мы все равно должны ориентироваться на массового покупателя - того, кто приобретает наши книги в магазине. Поэтому для нас крайне важно, чтобы соотношение цены продукции и ее качества устраивало и издательство, и потребителя. Как показывает практика, нам это удается.

Фото автора