Тема этого года звучала так: «В начале жизни школу помню я…». Из довольно обширного перечня направлений поиска учащиеся 8‑го «Э» класса, в котором я работаю, выбрали педагогическую деятельность Тенишевых.
Почему эта тема? С позиции детей, потому что ничего об этом не знали. С моей стороны, потому что знала и очень хотела вплести известный материал в ткань урока. Детей надо было подвести к выбору, чтобы материал не был навязан, чтобы душа болела. К счастью, мой порыв был понят и услышан. Все получилось, и началась подготовка к проекту. Составление сценария, выполнение презентации, подбор музыки, декораций, костюмов.
Наш школьный корпус новый, работаем первый год, дети только пришли из разных учебных заведений, коллектив формировался, и эта работа во многом способствовала взаимопониманию, взаимной поддержке, узнаванию друг друга.
Возраст 14‑15 лет имеет свои особенности, когда личное преобладает над общественным. В работе надо было стать командой единомышленников, чтобы не нарушить историческую правду, воссоздать колорит эпохи, передать атмосферу того времени. То, что у нас это получилось, мы почувствовали и во время репетиций, которые не хотелось заканчивать, и во время самого выступления, когда аудитория (учащиеся 7‑8‑х классов) буквально замерла при первых звуках музыки Игоря Стравинского.
Свой рассказ о Тенишевых мы построили как размышление о смысле жизни, о выборе жизненного пути, о поиске правды. Эти люди имели все: деньги, славу, положение в обществе. Они могли выражать себя как в бизнесе, так и в творчестве, купаться в людском восхищении. Но жажда сделать что-нибудь настоящее, полезное, важное не давала покоя. Желание отдавать, а не брать, любовь к русскому человеку двигали ими. Так появились школы Тенишевых на заводах в Брянске, в Петербурге, в Талашкине для крестьянских детей.
Наше увлечение этой темой имело примечательные совпадения. Первое произошло на выставке в Манеже «Сокровища музеев России», где были выставлены сотни картин из многих городов нашей родины. Переходя от одного полотна к другому, мы подошли вдруг к картине И.Репина «Княгиня М.К.Тенишева». А второе - уже в Смоленске, в Художественной галерее города, где мы вновь увидели этот портрет. Экскурсовод прокомментировал это полотно как непринятое княгиней. Какая тут началась дискуссия! Это было особенно удивительно для работников музея, что школьная группа оказалась настолько в теме и так неравнодушна.
Именно желание быть в теме до конца привело нас в Смоленск. Об этой поездке просили дети и родители. Путешествие во времени и пространстве стало закономерным финалом нашего исследования, успехом педагогической работы и надеждой на новые поиски и открытия.

Светлана ГРИШАКИНА,
учитель русского языка и литературы школы №1542