До образования музея «Связь времен» методическое объединение учителей истории в школьной практике использовало организацию выставок, посвященных юбилейным историческим и культурным событиям нашей страны. Каждая экспозиция, которую мы собирали из семейных реликвий сотрудников, родителей и учащихся школы, позволяла воздействовать на эмоциональные процессы детей.
Мы разработали программу деятельности музея «Мой город, мой музей, моя экскурсия», что позволяло учащимся не только подробно изучать историю родного города, но и осваивать курсы краеведения, музееведения и экскурсионного дела. Таким образом, осуществлялась связь школы, музея с историей родного края, с художественной культурой города, региона, округа. Теоретическое изучение материала во время учебного процесса сопровождалось и закреплялось экскурсионными экспедициями, практическими занятиями, музейными лекциями, посещениями театров, что в свою очередь давало возможность ребятам применять полученные знания в повседневной жизни. Они получали начальные знания об истории своего края - города Москвы, истории материальной культуры, общие представления о значимости музея как хранителя памятников культуры.
Мы поддерживаем тесное сотрудничество с музеями Москвы и Подмосковья - с Музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Московским музеем образования, Государственным Историческим музеем, Музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, подмосковными усадьбами.
Мы стали постоянными партнерами Музея московского образования. На его базе проводятся всероссийские конференции, межрегиональные чтения, заседания круглого стола по вопросам музейной педагогики. Наши ребята активно участвуют в творческих выставках и мероприятиях, посвященных памятным датам истории нашей страны. Наши ученики принимали участие во многих выставках.
Музейное пространство активно используем для подготовки, участия и работы в конкурсах всероссийского, городского, окружного и муниципального значения. Ученики школы активно участвуют в городских и окружных конкурсах проектных и творческих работ по темам «Нет фашизму!», «Никто не забыт. Ничто не забыто», «Колесо истории», «Символы и награды России», «Чернобыльская звезда», «Москву врагу не отдадим!», «Бородино глазами юного поколения», «Виват, Россия!».
Работа педагога и руководителя школьного музея строится на развитии познавательного интереса, на сочетании просветительских форм с поисками методов и форм музейной педагогики. Это прежде всего организация разнообразных выставок, творческих вечеров, художественных акций, музейных праздников. Специфика музейной педагогики в погружении посетителя в музейную среду, которая дает культурное образование. Образовательно-воспитательная деятельность помогает вести культурно-исторический диалог прошлого и настоящего, материализованного в музейных экспонатах, формирует ценностное отношение к культурному наследию.
Духовное и эстетическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач музейной педагогики. Особый подъем деятельности музеев свойственен последним десятилетиям, во многом является социально обусловленным. Главным инструментом в реализации образовательно-воспитательной функции становится создание оптимальных условий, которые способствуют полноценному общению человека с предметным миром культуры. Процесс духовного воспитания средствами музейной педагогики - это сложный процесс становления и развития личности человека - гражданина своего общества.

Светлана АНТОНОВА,
учитель истории школы №1432