Специфика воспитательно-образовательного процесса на материалах музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать музейные предметы, пробудить потребность побольше о них узнать и отразить в своих творческих работах. Экспонаты музея являются зрительными образами, через которые ребенок воспринимает сведения о материальной культуре, о взаимоотношениях между людьми в определенный период времени. Экспонаты помогают воссоздать историко-этнографические реалии в художественном произведении, воспринимать свой народ как патриота своей Родины.
Восприятие дошкольников эмоционально, конкретно, целостно, непосредственно и образно. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Экспонаты музея служат для детей источниками творчества. Благодаря тому что экспозиции музея интерактивны, то есть дети могут потрогать экспонаты, их духовный мир обогащается, они учатся понимать прекрасное.
В качестве основных средств воспитания в музее используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, народные игры, художественные народные промыслы. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Для музея выделено отдельное помещение, которое представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения - избы. Все в ней в основном подлинное, старинное. Экспонаты музея собраны в Московской, Рязанской, Калужской, Тамбовской и других областях.
В оборудованном помещении гораздо органичнее происходит приобщение дошкольников к реалиям прошлого. По-другому, чем в современном интерьере, звучат в «Избе» русские народные сказки, потешки, загадки и присказки. Сама обстановка стимулирует у детей пытливость, интерес к малознакомым предметам крестьянского обихода и связанному с ними традиционному укладу жизни.
Руководителем музея составлена программа «Здравствуй, русская сторонка!», которая по форме представляет собой развернутый диалог-игру между педагогом и детьми. Программа рассчитана на то, чтобы сформировать у детей начальные представления о широком круге явлений и понятий, связанных с жизнью на Руси. Большая роль в путешествии по прошлому отводится народным играм, многие из которых предлагают обращение к словесному фольклору, импровизацию и театрализацию. В ходе освоения программы дети учатся распознавать и ценить народную речь - естественную, точную, певучую, емкую, образную. Успешно проходит знакомство детей с народными праздниками, обрядами, ритуалами.
Благодаря встречам в музее у детей активизируется сенсорное восприятие, актуализируется личный опыт, складывается ценностное отношение к прошлому народа.
Интерактивность - главный принцип нашего музея. Большинство вещей в музее хранят «словесный» ключ к пониманию фольклорных сказок, в которых многие реалии далеки от представлений современных детей и их родителей.
У детей, посещающих музей, часто возникает желание сделать вещи, похожие на представленные в «Избе». Благодаря этому история народа становится еще ближе и понятнее, развивается воображение.
Наши воспитанники старшего дошкольного возраста сами проводят экскурсии в музее. После подготовки они с удовольствием знакомят своих сверстников, родителей, гостей, педагогов с экспонатами. Дети участвуют в музейных субботах, когда приходят гости из других образовательных учреждений и жители района. Во время таких мероприятий наш музей мобилен - экспонаты выносятся в большое помещение музыкального зала, где создается интерьер крестьянской избы. Дошкольнику, привыкшему обращаться к аудитории, легче адаптироваться в школе и продолжить творческую самореализацию.
Календарные и народные праздники также проводятся в музыкальном зале, который оформляется в соответствии с тематикой и присутствием экспонатов музея.
Работа в музее проходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Многие родители пополняют наш музей экспонатами. Родители приглашаются на открытые просмотры, мастер-классы и другие мероприятия.
Очень важно руководителю музея чувствовать поддержку коллег, ощущать, что с вашим участием в дошкольном отделении сложился коллектив единомышленников, искренне любящих свое Отечество, интересующихся прошлым Родины и стремящихся передать это увлечение детям. Чтобы повысить компетентность педагогов в вопросе патриотического воспитания, проводятся консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы. У нас создана фольклорная группа педагогов, которая является активным участником всех мероприятий.
На территории дошкольного отделения под открытым небом организована площадка «Деревенское подворье», которая является продолжением музея и служит местом для тематического общения и народных игр в период с мая по октябрь. Также и в холодный период года площадка используется для проведения мероприятий. На площадке есть небольшой дом-изба, мельница, колодец, огород, загоны для животных (животные гипсовые и пластмассовые), пасека, то есть то, что было на крестьянском дворе. На подворье проводятся календарные праздники.
Наши воспитанники благодаря этнографическому музею «Русская изба» и площадке «Деревенское подворье» круглый год могут совершать познавательные путешествия в историю.
Наш музей имеет этнографическое направление, но это не ограничивает деятельность руководителя музея и педагогов. Периодически оформляются выставки, посвященные историческим датам и событиям. Большое внимание отводится выставке, посвященной Дню Победы (выставляются имеющиеся экспонаты по военной тематике). Ежегодно оформляется выставка «Бессмертный полк». Проводится цикл мероприятий, посвященных этому светлому празднику: литературно-музыкальные гостиные, праздники, досуги, флешмобы, возложение цветов к памятникам.
Наши воспитанники вместе с педагогами и родителями посещают музеи города.
Таким образом, музей дошкольного учреждения с его особой и неповторимой средой является условием и средством успешности психического и социокультурного развития детей. Принципы организации музейной педагогики позволяют использовать методы интерактивного освоения окружающего мира, что дает возможность наиболее эффективно стимулировать желание детей по-другому видеть, слышать, чувствовать, где искусство и история выступают в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры, развитию ценностных ориентаций. И все вышесказанное подтверждает, что музеи по своей природе и полномочиям отражают общество. Музеи стремятся к тому, чтобы вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества и его подрастающего поколения.
В школе есть два музея, и наши дети придут подготовленными для работы в них. А пока они дошкольники, мы систематически посещаем и музеи школы. Наши выпускники, ныне ученики, продолжают работу в нашем музее.

Ирина НАСЕДКИНА,
руководитель музея «Русская изба» школы №1018