Вчера
Проект, нацеленный на создание единого образовательного пространства, призван был, опираясь на системно-деятельностный подход и требования к метапредметным образовательным результатам, способствовать развитию личности ребенка. Итак, задача проекта, без сомнения, стояла благородная: углубление знаний учащихся по разным предметам школьной программы, транслирование культурного опыта и формирование системы ценностных ориентиров.
Cегодня абсолютно ясно, что обучение, основанное не на информировании школьников, а на созданных противоречиях, наиболее предпочтительно, так как есть возможность не только для восприятия и глубокого усвоения знаний, но и для проявления собственной точки зрения, личного понимания процесса. Но педагоги все-таки преодолевали все проблемы и решали очень важную задачу времени, а именно «выравнивание» уровня учащихся одного класса, поскольку при различном опыте детей из разных социальных слоев, отличающихся образовательным и культурным уровнем родителей, музейные походы этому способствовали.

Сегодня
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 75% школьников должны быть вовлечены в программы дополнительного образования, а музеи для этого идеальная платформа. Еще раз отметим, что музей - это центр культурной, научной, творческой информации, коммуникации и как следствие - центр образования. Именно поэтому столь своевременным оказался проект мэра Москвы Сергея Собянина «Музеи - детям». Сегодня все дети получили равные возможности на посещение музеев, независимо от уровня благосостояния семьи. Отрадно было узнать, что уже сегодня педагоги могут самостоятельно вести экскурсии, проводить занятия в залах музея (ранее они были лишены такой возможности - сотрудники музея строго следили за этим). И заметьте, что это была далеко не новая нагрузка учителя. Много раньше никого не удивлял педагог, разглядывающий экспонаты музея вместе с воспитанниками, или вещающий о императоре Нероне, спокойно смотрящем на горящий Рим (мы имеем в виду фильм Коренева «Большая перемена» и эпизод с Нестором Петровичем в зале музея). До сегодняшнего дня учитель мог лишь устанавливать порядок в среде своих воспитанников, сдав полномочия по интеллектуальному развитию экскурсоводу. А с реализацией нового проекта «Музеи - детям» московские музеи стали принадлежать каждому ребенку и педагогу.
Этот проект, безусловно, стал яркой, запоминающейся страницей школьного образования, существенным дополнением к учебному процессу. Плюсы очевидны: и учащиеся, и учителя погружаются в иную культурно-образовательную среду, получают уникальную возможность использовать культурное наследие столицы; уроки способствуют росту интереса как школьников, так и педагогов к предмету.
Опыт нашей школы уже достаточно широк: музей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Скрябина, музей космонавтики, музей обороны Москвы…
Разные уроки, разные подходы к подаче материала. Надо сказать, что учителя-предметники используют все многообразие форм проведения уроков. Так, традиционно урок за уроком прошел учебный день в музее обороны Москвы, а вот в музее Н.В.Гоголя три педагога (литературы, истории и английского языка) в каждой из комнат дома проводили свои уроки одновременно, дополняя рассказ о жизни, творчестве писателя, эпохе, в которой он жил и творил свои бессмертные произведения. Это было необычно, но очень органично, интересно и познавательно не только для обучающихся, но и для самих педагогов, поскольку каждый из них, учитывая специфику своего предмета, подобрал интересные факты и задания о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Безусловно, это был не лекционный материал, а интерактивные задания, поскольку интерьер комнат, инсталляции позволяли сделать уроки содержательными, практико-ориентированными, креативными.
Во время крупных общегородских акций уже стал популярным проект «Ночь в музее».

Завтра
Жизнь в музее!
В апреле стартовал проект «Московская музейная неделя». Школьники столицы со своими педагогами, родителями готовы воспользоваться этой уникальной возможностью для реализации образовательных целей. Может, стоит предложить обучающимся самим составить программу музейной недели, которая бы отвечала их потребностям в расширении учебных знаний и культурного потенциала? Это уникальная возможность создать собственный проект «Учебная неделя в музее». Ведь до сегодняшнего дня именно педагоги брали на себя основную роль при проведении учебного дня в музее.
Если говорить о перспективах использования музейных экспозиций, помещений, хотелось бы проводить в залах музея не только уроки, но и внеклассные мероприятия. Представьте, что мы отмечаем 220‑летие со дня рождения А.С.Пушкина не на школьной сцене, а в танцевальном зале музея на Пречистенке. Или в доме Цветаевой в Борисоглебском переулке разыгрываем сцены из ее жизни.

Ольга БАБУШКИНА,
учитель русского языка и литературы школы №1002