Сначала пришел Михаил Борисович Князев, которому выпала честь первооткрывателя кадетского направления в нашем учебном заведении. И хотя определенный опыт работы с кадетами у Князева уже был, без набивания шишек, как сам признается, не обошлось. Свою роль здесь сыграла армия: с одной стороны - помогла, с другой - создала некоторую проблему в работе с кадетами. Так, если солдаты подчинялись команде офицера беспрекословно, то кадет необходимо было этому научить, а потому пришлось сначала перестраиваться самому Князеву, затем приучать к военной дисциплине семиклассников, что оказалось делом весьма нелегким.
Многие ребята, за шесть школьных лет привыкшие к определенному образу жизни и поведенческому стилю, с видимым трудом принимали требования, предъявляемые в кадетском классе. Например, их не устраивал распорядок дня: раннее построение, плотное расписание и необходимость нахождения в стенах школы до вечера. Цель такой организационной структуры жизни кадет глазами взрослых - сведение к минимуму бесцельного времяпрепровождения, глазами же самих подростков - покушение на свободное от учебы время. Но главным камнем преткновения явилась строгая кадетская дисциплина, подразумевающая беспрекословное подчинение офицеру - воспитателю. И работы с воспитанниками в этом направлении Михаилу Борисовичу предстояло немало, но для боевого офицера невыполнимых задач нет. Главное, считает Князев, надо научиться видеть ребенка насквозь, и тогда появятся нужные струны для общения и взаимодействия. И они появились, а потому его класс успешно защищает честь школы на различных городских мероприятиях. Например, занял третье место в конкурсе строевой песни среди учащихся кадетских классов Москвы - отличный результат за столь короткий срок обучения.
Научить кадет строевой подготовке было непросто: первое время у ребят на ногах не сходили мозоли. Зато со временем, говорит Князев, все «притерлось», и обувь стала сидеть на них как влитая. Сейчас его восьмиклассники не просто выдерживают трехчасовые тренировки на Поклонной горе перед предстоящим маршем кадет, но и достойно несут почетный караул у Вечного огня в Парке Победы, а это двадцать минут по стойке смирно с автоматом в руках. По признанию Михаила Борисовича, строевая подготовка была самым сложным этапом в обучении кадет. Что же помогло Князеву достичь таких результатов? Формула проста: «Делай, как я!»
Такого же принципа придерживается и другой тьютор кадетского класса, потомственный военный Владлен Львович Еременко. Как настоящий офицер, он требователен, строг и, что весьма важно, профессионально компетентен. Еременко считает, что плох тот педагог, который не является образцом для подражания, не ведет за собой. Например, объясняет, как надо подтягиваться на перекладине или отжиматься, но не в силах подкрепить теорию практикой - отжаться или подтянуться. У самого же Владлена Львовича с этим полный порядок: еще будучи курсантом училища, он занимался офицерским многоборьем - спортом не для слабаков. Да и сейчас, в свои пятьдесят пять, он не прекращает утренние тренировки: отжимается, качает пресс - не позволяет телу расслабиться. А потому любое задание, которое он дает кадетам, подкрепляет собственным примером, как бы призывая ребенка: «Делай, как я!» И делают, и уважают за это.
Еременко отмечает, что нагрузка у кадет немалая: строевая и боевая подготовка, занятия рукопашным боем, спортивные соревнования, выездные мероприятия, конкурсы, парады и, конечно, непосредственно учеба. В общем, все дни, зачастую включая выходные, забиты до отказа, так что бездельничать кадетам попросту некогда. Наши ребята активные участники парада кадетского движения Москвы «Не прервется связь поколений» на Поклонной горе и акции «Бессмертный полк» на Красной площади.
Надо отметить, что оба офицера-педагога тоже прошли испытания войной, правда, уже современной, но от этого она не становится менее страшной. Так, Владлен Еременко и Михаил Князев в разные годы участвовали в контртеррористической операции на Кавказе, за что были удостоены боевых наград. Помимо этого Михаил Борисович участвовал в миротворческой операции в Югославии и за свои боевые заслуги был отмечен государством.
Так что у кадет школы №41 есть достойные примеры для подражания - их тьюторы. А потому неудивительно, что многие из воспитанников Михаила Борисовича и Владлена Львовича уже сейчас вполне серьезно задумываются о карьере военного. И здесь, как считают офицеры-воспитатели, следует помнить: как бы ни была важна физическая и боевая подготовка для кадет, во главе угла должна стоять учеба, успешная сдача экзаменов, поступление в вузы. Они уверены: нет знаний - нет ничего. Идеальный же кадет для обоих наставников - умный, дисциплинированный, трудолюбивый, несущий ответственность за свои слова и поступки.
И можно не сомневаться, что такими и будут кадеты нашей школы - места, где встретились два достойных офицера, два крепких профессионала, объединенных одной целью - воспитать достойных защитников Родины.

Елена ВАСИЛЬЕВА,
директор школы №41 имени Г.А.Тарана