Один из новых и перспективных способов построения индивидуальной траектории развития подростка - это сотрудничество общеобразовательных школ с вузами, где происходит знакомство школьников с миром профессий, достигается связь теории с практикой. Организационной формой такого сотрудничества может стать совместная проектная деятельность.
В нашей школе традиционно уделяется большое внимание сотрудничеству с ведущими вузами Москвы. В рамках предпрофессионального образования и городского общеобразовательного проекта «Инженерный класс в московской школе» школа №1467 активно сотрудничает с учреждениями высшего профессионального образования, такими как Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Московский технологический университет (РТУ МИРЭА), Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС), Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Всероссийский университет дружбы народов.
Выбор именно этих вузов обусловлен направлениями профильного образования в нашей школе. Однако даже в условиях профильного обучения ресурсов образовательного учреждения не всегда оказывается достаточно для организации практико-ориентированной деятельности с целью формирования устойчивого круга интересов и профессиональной ориентации старшеклассников. Естественным выходом в данной ситуации является расширение сотрудничества с вузами и колледжами.
В рамках естественно-научного профессионального обучения мы активно развиваем сотрудничество с факультетом почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова. Факультет почвоведения - один из ведущих научных центров в своей области. Сотрудники факультета плодотворно разрабатывают крупные научные проблемы в различных областях почвоведения и экологии. Хочется отметить, что Московский университет имеет многолетний и разносторонний опыт работы со школьниками. Руководство факультета почвоведения с пониманием и интересом отнеслось к идее реализации школьниками своих проектов на базе кафедр факультета. Основной задачей нашей совместной работы в университете мы определили следующее - показать старшеклассникам широкий спектр возможностей для самоопределения в естественно-научных областях знаний и дать навыки самостоятельной исследовательской работы. Каждый заинтересованный десятиклассник смог включиться в исследовательскую деятельность под руководством преподавателей университета. На факультете почвоведения ведется разнообразная научно-практическая деятельность, в рамках которой часть работы могут выполнять наши ребята. Так у старшеклассников появились интересные и актуальные темы проектов и широчайшие возможности для саморазвития. Во второй половине учебного года наши десятиклассники еженедельно приезжали в МГУ на практические занятия. Было интересно все - непонятные лабораторные приборы, еще более непонятные объекты исследований, неформальные обсуждения с учеными и, конечно же, возможность что-то сделать самостоятельно, своими руками. Осваивать лабораторную практику начали с простейших навыков: как пользоваться электронными весами, как стерилизовать посуду, как настраивать бинокулярный микроскоп или готовить растворы с заданной концентрацией.
В рамках городского общеобразовательного проекта «Инженерный класс в московской школе» мы получили большое количество современного научно-исследовательского оборудования. Ребята с воодушевлением осваивают новую технику, во многом уже знакомую им по занятиям в университете. Стандартные лаборантские в кабинетах химии и биологии мы переоборудовали в современные школьные лаборатории. Теперь наши ученики могут развивать практические навыки, полученные в университете и в родной школе, а также выполнять свои проектно-исследовательские работы на современном высокотехнологичном оборудовании.
Окончание учебного года в нашей школе вовсе не означает завершения учебной деятельности. В этом году у ребят профильных классов естественно-научного направления появилась возможность пройти летнюю полевую практику на опытной станции факультета почвоведения МГУ. Тема летней практики «Ремедиация загрязненных городских почв с применением гуминовых препаратов». Десятиклассники под руководством заведующего кафедрой химии почв Андрея Анатольевича Степанова заложили серию полевых опытов, которые лягут в основу их будущих проектов. В качестве объекта исследования были взяты несколько промышленных гуминовых препаратов, которыми будут обрабатывать посевы и всходы для изучения их способности к детоксикации и рекультивации загрязненных почв. Учащиеся подготовили специальные площадки для посева газонной травы, часть из которых искусственно заливали солями меди и дизельным топливом, чтобы смоделировать загрязнение газонов в черте города. В течение лета десятиклассники будут наблюдать за всходами и анализировать эффективность препаратов. Данное исследование поможет установить эффективность и дозы гуматов для их применения в качестве детоксикантов городских почв. В настоящее время использование гуминовых препаратов для восстановления почв является весьма актуальным и перспективным направлением развития экологических технологий. Эта исследовательская работа будет интересна с научной точки зрения и иметь большую практическую значимость для экологии большого города.
Сотрудничество школы и вузов требует не только больших организационных ресурсов, но и кадровых. Учителя-предметники нашей школы активно используют образовательные возможности города для постоянного профессионального развития, освоения новых технологий, получения современных знаний в своей научной области. Особую благодарность хочется высказать организаторам летних школ для учителей и университетских сред в МГУ имени М.В.Ломоносова.
А проект «Университетские субботы» - это один из самых востребованных и ценных проектов не только для учеников, но и для учителей. Это площадка, где можно услышать выступления лучших экспертов в любых научных областях, побывать на мастер-классах в разных вузах столицы. На «Университетских субботах» учителя и ученики могут ознакомиться с актуальными трендами в научной и профессиональных сферах.
Мы уверены, что наша цель - воспитание современного образованного и культурного молодого поколения - становится общими усилиями более достижимой. Результаты совместной работы нашей школы с вузами очевидны всем ее участникам. Главное, что наши выпускники становятся успешными студентами, ведь они сделали осознанный выбор своего образования и будущей профессии.

Наталия МАРТЫНОВА,
учитель биологии школы №1467