На практических занятиях опыты учащиеся выполняют, как правило, самостоятельно (индивидуально или в парах, как позволяют возможности школьного кабинета химии), что способствует повышению дисциплины, собранности, ответственности, воспитанию трудолюбия, развитию самостоятельности. Экспериментальная работа по химии (лабораторные опыты, практические занятия) создает условия успешного обучения - прививает интерес к предмету, формирует устойчивую мотивацию, делает учение более разнообразным, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Практические работы по химии способствуют формированию всех групп универсальных учебных действий - личностных (смыслообразование), регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция), познавательных (действия постановки и решения проблем, поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия), коммуникативных (взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, владение разными формами речи, управление поведением партнера).
Нам представляется, что логическим продолжением изучения химии в рамках урочной деятельности являются домашние практические работы. Они решают во многом те же задачи, что и практические занятия, проводимые в рамках 45 минут урока под руководством учителя химии.
Домашние практические работы по химии вносят свой вклад в достижение образовательных результатов, сформулированных в новых государственных образовательных стандартах. Они способствуют формированию всех групп метапредметных умений. Выделим некоторые из них: организация и планирование своей познавательной деятельности по решению учебно-познавательной задачи, выбор наиболее оптимального способа достижения поставленной цели, умение видеть проблему и находить пути ее решения, умение вести наблюдения и на их основе делать выводы, интерпретация полученных результатов, умение работать по заданному плану, межпредметный перенос знаний, практическое применение знаний, поиск нужной информации в различных источниках, ее отбор и переработка, умения в сфере ИКТ, умение организовать самоконтроль, умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности, умение выявлять проблемы собственной деятельности и др. На наш взгляд, важно, что домашние практические работы формируют навыки самоорганизации и способствуют привлечению внимания родителей к учебно-познавательной деятельности своих детей.
Нами разработаны и апробированы домашние практические работы по химии в 8‑11‑х классах. Вот некоторые их темы: «Опыты с лимоном» (8‑й класс), «Что в стакане чая» (8‑й класс), «Опыты с питьевой содой» (9‑й класс), «Что умеют органические кислоты «(10‑й класс), «Опыты на кухне» (11‑й класс).
К каждой домашней практической работе учитель составляет бланк-инструкцию. Его можно распечатать и выдать учащимся, а можно прикрепить к домашнему заданию в электронном журнале. Такой бланк-инструкция является ориентировочной основой деятельности учащихся. В нем излагаются все этапы выполнения работы, при необходимости (например, при работе с уксусом, нашатырным спиртом, горячей водой и т. п.) даются указания по технике безопасности. Листок с инструктажем по технике безопасности можно разместить в электронном журнале. В старших классах можно предложить учащимся после выполнения работы сформулировать самостоятельно цели работы (в бланке, выданном учителем, они отсутствуют).
Приведем пример бланка-инструкции к домашней практической работе «Что в стакане чая» (8‑й класс). Она проводится до выполнения классной практической работы по приготовлению растворов с заданной концентрацией (изучаемая тема «Вода. Растворы. Основания»).
Что в стакане чая?
Цели работы:
1. Изучить ценность чая как напитка в рационе питания человека.
2. Приготовить разные чайные напитки и сравнить их вкусовые качества.
3. Приготовить чайный напиток с добавлением сахара и вычислить в полученном растворе: а) массовую долю (в%) сахара; б) количество молекул сахара; в) молярную концентрацию.
Вещества и материалы: сахар-рафинад (кубики или песок), чай, лимон, вода (добавьте необходимое).
Оборудование:
Содержание работы - вопросы и задания:
1. Что такое чай?
2. Верно ли утверждение, что зеленый чай получают из незрелых («зеленых») листьев чайного куста, а сорта черного чая - из зрелых и даже перезрелых листьев? Дайте обоснованный ответ. …
3. Чем обусловлена ценность чая как напитка в нашем рационе питания? Какой чай полезнее: а) сладкий или несладкий; б) зеленый, черный, красный, белый; в) крепко заваренный или слабо заваренный; г) с лимоном или без него?
4. Приготовьте несколько разных чайных напитков (на свое усмотрение) и продегустируйте их (попросите своих домочадцев вам помочь). Сравните вкусовые качества приготовленных вами напитков.
5. Опишите поэтапно ход выполнения эксперимента по приготовлению чая по рецепту вашей семьи.
6. Выполните расчетную часть работы:
- вычислите массовую долю (в%) сахара в полученном растворе;
- вычислите количество молекул сахара в растворе;
- вычислите молярную концентрацию раствора сахара.
Примечание: если в вашей семье принято пить чай несладкий, то для выполнения этой части работы условно считайте, что в чайный напиток добавлено 2 чайные ложки сахара.
Справочные данные для выполнения расчетной части: считать, что одна чайная ложка сахара без горки содержит 9 г сахара; один кубик сахара имеет массу 9 г; плотность воды примите равной 1 г/мл; плотность раствора приготовленного сладкого чая примите равной 1,05 г/мл; число Авогадро примите равным 6,02.1023 моль-1; расчет относительной молекулярной массы сахара делайте по формуле С12Н22О11.

Выполнив работу, запишите в установленном месте данного бланка, какое оборудование вы использовали при выполнении этой работы.
Общий вывод работы:
Что узнал? Чему научился? Мое отношение к работе (рефлексия).
Отзыв о работе ваших домочадцев.
Спасибо за ваш отзыв.

Приведем выдержки из отзывов родителей на эту работу: «Моя дочь была очень заинтересована этой работой, и я очень рада, что у нас в школе проводятся такие работы. Они позволяют детям узнать много нового и интересного, расширить свои знания. Больше всего понравилось то, что учитель интересуется мнением родителей и что ему не все равно, что происходит в семье каждого ученика», «Как ни странно, но меня эта работа сына по химии заставила задуматься: а не мало ли времени мы проводим всей семьей вместе? Отличный повод сесть вечером всем за стол с чашечкой чая и поделиться друг с другом, что произошло у каждого из нас за день…», «Никогда раньше не задумывалась, умеют ли в нашей семье заваривать правильный чай. Изучила вместе с ребенком этот вопрос. Было очень приятно заваривать разные чаи и дегустировать их всем вместе. Теперь у нас есть свой любимый чай». Нам представляется, что эти слова убедительно свидетельствуют о полезности проведения таких работ.
После оценивания выполнения домашней практической работы «Что в стакане чая» и краткого ее анализа можно предложить учащимся в качестве домашнего задания выполнить (по желанию) коллаж на эту же тему. Наш опыт показывает, что это правильный ход учителя. Учащиеся активно откликаются на такое творческое задание. Они не просто сдают учителю на проверку свои работы: каждый из них получает возможность защитить свое творение на уроке (на представление одного коллажа достаточно 1,5‑2 мин.), а одноклассники имеют еще один повод поупражняться в аргументированном оценивании ответа товарища, что, безусловно, способствует формированию опыта рефлексии.
В заключение предлагаем силами учащихся 8‑го класса, вовлеченных в проблему «Что в стакане чая», организовать акцию «День чая в естественных науках», где рассказать о сортах и видах чая, в каких странах выращивается чай, каков его химический состав и влияние на здоровье человека, показать способы правильного заваривания чая. Мы проводим ее в рамках школьной недели естествознания и соответствующим образом оформляем стенды в учебных кабинетах и рекреациях, готовим выставку сортов и видов чая. Завершением этого мероприятия является дегустация разных чайных напитков (с сахаром и без, с медом, лимоном, сушками, баранками, печеньем, конфетами). И всегда находятся родители, которые активно помогают в проведении этой акции. Надо ли говорить, что количество почитателей чая после таких мероприятий заметно возрастает.

Галина МАРШАНОВА,
учитель химии школы №1596, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ