Применяя подходы образования STEM при преподавании английского, мы достигаем нескольких целей:
- ученики осваивают необходимую техническую лексику. В дальнейшем это откроет перед ними новые возможности, такие как обучение в иностранных вузах и получение работы в престижных иностранных компаниях;
- ученики видят реальное использование английского языка. На таких уроках язык не предмет изучения, а средство получения новых знаний;
- у ребят развиваются навыки критического, аналитического и системного мышления. И они учатся думать на английском (подход CLIL - предметно-языковое интегрированное обучение).
Стэнфордский университет создал удобную схему, чтобы понять, как могут пересекаться навыки STEM и английского языка.
Как внедрить STEM в уроки английского языка в школе? Не стоит забывать, что STEM - это не отдельный предмет, а многогранный взгляд на вещи с точки зрения нескольких наук. И на наших уроках мы добавляем лингвистический компонент к предметному обучению и создаем практические проекты. Итак, вот с чего мы можем начать.

Читайте научные тексты
В кодификаторе навыков и умений, которыми должен обладать выпускник школы, сказано, что ученики должны «понимать основное содержание сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, полно и точно понимать информацию прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, выборочно понимать необходимую/интересующую информацию из текста статьи, проспекта». Таким образом, уроки английского языка - это отличная возможность, чтобы читать научно-популярные тексты по тематике, связанной со STEM. Учащиеся смогут лучше отработать такие навыки работы с текстом, как анализ, интерпретация прочитанного и постановка вопросов.
Так, например, на сайте Newsela можно найти огромное количество статей по различным научным тематикам с заданиями по лексике и письму, а также квизы на понимание прочитанного. Со своими учениками 11‑го класса мы прочитали книгу по истории создания и развития роботов, проанализировали, какие роботы наиболее востребованы в наши дни, и, наконец, ребята придумали и нарисовали собственных роботов и представили их своим одноклассникам на уроке.

Учите находить и использовать аргументы
В официальных документах говорится, что ученики должны научиться «использовать оценочные суждения и эмоционально-оценочные средства, выражать эмоциональное отношение к высказанному/обсуждаемому/прочитанному/увиденному, уметь аргументировать свою точку зрения, рассказывать и рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики, приводя примеры и аргументы, описывать события, излагать факты». И это очень похоже на то, чем занимаются ученые. Они строят гипотезы, проводят эксперименты и делают выводы на основе полученных данных.
Читая научные тексты, учащиеся также смогут овладеть мастерством написания тезисов и гипотез, изучения и анализа фактов и данных, создания исследовательских работ по математике, робототехнике, инженерному делу и естественным наукам на английском языке. Многие экзамены по английскому языку требуют написания эссе с приведением аргументов «за» и «против» или высказыванием собственного мнения. И темы эссе часто связаны с современными технологиями. Так, в учебнике City Stars для 11‑го класса есть задание написать эссе на тему «Заменят ли роботы обычных учителей?».

Используйте современные технологии
Современные стандарты требуют от учителя использования современных информационных технологий на уроках. И на уроках иностранного языка можно использовать Интернет для исследовательской работы онлайн, создания письменных работ с использованием текстовых редакторов, совместной работы по сбору, анализу и обработке информации с помощью социальных сетей.
Можно проводить междисциплинарные проекты. Например, на уроке химии или физики учащиеся проводят эксперименты, ведут конспекты на английском языке. А на уроке английского языка данные экспериментов превращаются в научную работу на английском языке. Ребята научатся писать аннотации, библиографии и рефераты на английском языке.
На своих уроках мы часто используем различные приложения для смартфонов и планшетов для тренировки лексики, грамматики, оценки освоения пройденного материала. Среди этих приложений - МЭШ, Quizlet, Kahoot, а также различные онлайн-сервисы Google.

Создавайте проекты
Эффективный способ использования STEM на уроках английского языка - это проектная деятельность. Так, после прочтения текста в учебнике City Stars для 5‑го класса про необычный дом в виде ракушки мои пятиклассники провели исследования о том, какие еще интересные и уникальные здания существуют по всему миру, и представили свои исследования в классе. Потом был создан проект «Junior City. Умный город для детей». Ребята разработали проект образовательного комплекса для детей, продумали дизайн зданий, а также приложения для смартфонов и умных браслетов. Потом проект был подан на городской конкурс проектов.
Можно строить домики для героев сказок, конструировать геометрические фигуры из пластилина и спагетти, мастерить музыкальные инструменты из подручных материалов или готовить пластилин для рук из пены для бритья. Это все мини-проекты, которые можно осуществить за один или два урока. Главное, чтобы рабочим языком при этом был английский!

Преимущества использования STEM на уроках английского языка
Соединение STEM и английского языка повышает мотивацию у различных учащихся - от неохотных читателей до тех, у кого есть трудности с грамотностью или инвалидность, кто может быть более заинтересован в освоении английского языка через науку, технологию, технику, искусство и математику. И чем больше вы внедряете STEM в свою учебную программу, тем больше вы понимаете, что возможности бесконечны.

Ирина СКВОРЦОВА,
учитель английского языка школы №1347