- Татьяна Тимофеевна, расскажите о возглавляемом вами Научно-практическом центре детской психоневрологии. В чем его особенности?
- Наш научно-практический центр - это единственное на данный момент учреждение в столице, предоставляющее ребенку с психоневрологической патологией весь объем современных диагностических, лечебных и реабилитационных методик на одной площадке. За долгий период работы центра - более чем 35 лет - нами был накоплен огромный опыт. В нашей клинике мы проводим комплексное этапное амбулаторное и стационарное восстановительное лечение детей и подростков с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Также в последние годы ведется научная работа по совершенствованию методов диагностики, лечения, физической и социальной адаптации, по внедрению в практику новых методов реабилитации детей с эпилепсией, рассеянным склерозом, расстройствами аутистического спектра.
В нашем центре представлено самое современное медицинское оборудование. Все обследования проводятся с использованием функциональных, нейрофизиологических, ультразвуковых, лабораторных, рентгенологических и биомеханических методов исследований. Врачи клиники регулярно выступают на зарубежных и российских научно-практических конференциях с международным участием.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе центра, о том, как построен сам процесс реабилитации у ребят.
- Наша помощь не ограничивается только медицинским направлением. Она гораздо шире, и это всегда комплекс различных мероприятий. Социализация, психолого-педагогическая составляющая в таком случае также необходимы, как и все остальное. Это ключ к всестороннему развитию ребенка, становлению его как личности. Получая двигательные навыки, ребенок, безусловно, остро нуждается и в поддержке психолога, и в коррекционной работе с логопедом-дефектологом, и в специализированной индивидуальной программе социализации.
При диагностике нарушений и динамической оценке наши специалисты используют самые современные методики. Так, например, одним из направлений в реабилитации, активно развивающихся в нашей клинике, является спорт.
Несколько лет назад на базе нашего центра появился уникальный проект «Москва как стартовая площадка развития паралимпийского спорта», основанный и поддерживаемый мэром Москвы Сергеем Собяниным. Запуск проекта стал настоящим прорывом! В рамках этой программы в центре создана уникальная лаборатория спортивного прогноза. На основе специальных тестов для каждого ребенка подбирается тот вид спорта, который ему подходит по физиологическим параметрам. На занятиях адаптивными видами спорта создаются условия, при которых вместе с лечебной физкультурой, мануальным и медикаментозным лечением, ортопедической и психологической коррекцией заметен стойкий оздоровительный результат даже при непродолжительных сроках.
А еще очень важно, что спорт способствует не только более полному раскрытию физических возможностей ребенка, но и социальной адаптации. Во время постоянных занятий ребенок получает возможность проявить себя как личность, найти новых друзей. Пара-каратэ, следж-хоккей, футбол, армрестлинг, фехтование, бадминтон - это лишь часть того, чем сегодня занимаются наши дети, достигая невероятных результатов. И это далеко не предел! Я верю, что дальше мы вместе будем расти и развиваться, воспитывать будущих паралимпийцев!
- В Интернете вы ведете просветительский проект «Большая мама». Расскажите, почему вы решили заниматься этой деятельностью?
- Сейчас на самом деле происходит удивительное. Когда для доступа к неограниченному количеству информации достаточно пары кликов, полезных, реальных, проверенных знаний по-прежнему не хватает.
И я сама в своей практике неоднократно сталкивалась с тем, что такая нехватка нужной информации, недостаток проверенных сведений даже в элементарных, казалось бы, вещах приводит к печальным, даже трагическим, последствиям. И, конечно, когда речь о здоровье, о здоровье наших детей, это недопустимо.
Мы много делаем в этом смысле профессиональным медицинским сообществом. Но я считаю, что, если хочешь привнести реальные изменения, важен личный пример. Все это и побудило меня делиться своими знаниями, помогать распространять действительно полезную и важную информацию.
На сегодняшний день «Большая мама» - это YouTube-канал, передача на волнах радио «Русский мир» и страницы в социальных сетях Instagram, Facebook, ВКонтакте.
На различных онлайн-площадках «Большой мамы» наша команда создает уникальные материалы для своих подписчиков. Развитие ребенка в разном возрасте, практические рекомендации и методики, полезные советы на каждый день - это и многое другое можно найти на страницах проекта в понятной форме и удобном формате.
«Большая мама» - это обратная связь, пространство открытого диалога, где читатели становятся соавторами проекта. Задать свой вопрос и получить квалифицированный и полноценный ответ специалиста здесь может каждый, а еще узнать больше интересного и необходимого для комфортной жизни в современном мире.
Не так давно проект стал победителем Всероссийского конкурса «Общественное здоровье: смысл, тематика, жанры» в номинации «Лучшая редакционная программа на радио». Организаторами конкурса выступили Союз журналистов России и АНО «Научно-исследовательский институт общественного здоровья и коммуникаций» при поддержке Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко, Минздрава России, Департамента здравоохранения Москвы и факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова.
- Помимо просветительской деятельности в Интернете вы читаете лекции вживую. Расскажите, какие темы поднимаются на этих лекциях.
- Будучи главным внештатным специалистом Департамента здравоохранения города Москвы по детской неврологии, я систематически провожу открытые консультации, лекции и беседы.
На данный момент я много общаюсь с родителями, и важно, что на всех лекциях и встречах всегда звучит очень много вопросов. На все я стараюсь ответить максимально полно, если нужно, подключаюсь к решению конкретной проблемы.
Особенно популярной стала моя лекция «Родители и дети: искусство диалога», где мы как раз говорим о том, как этот диалог можно и нужно выстраивать. Я верю, что слагаемые успеха - это любовь к ребенку, забота, терпение и понимание. И об этом важно говорить.
Там я подробно рассказываю о развитии мозга и всего организма в подростковом возрасте, чем мышление в эти годы отличается от детского и взрослого, описываю модели воспитания, которые применяют родители, их минусы, плюсы и возможные последствия для ребенка в будущем.
Например, гиперопека - чрезмерная опека и потакание своим детям - в перспективе может способствовать превращению подростка в инфантильного, несамостоятельного человека или же в манипулятора. А при применении авторитарного стиля воспитания - сильного давления на ребенка, высокого контроля, неуступчивости, жестоких наказаний - у подростка возникают чувство собственной ничтожности, агрессивность, враждебность, недоверчивость к миру и всем людям. Либеральный стиль - абсолютная свобода - ведет к эмоциональной отчужденности, тревожности и замкнутости, создает опасность вовлечения подростка в асоциальные группы. Демократический стиль воспитания - теплые отношения, четкие границы и разумный контроль - способствует развитию гармоничной личности и дает детям уверенность в себе и своих силах.
Поэтому я бы советовала родителям выстраивать именно демократический стиль взаимодействия с ребенком. По мнению психологов, это является наиболее верной системой воспитания. Необходимо прислушиваться к своим детям, поощрять их инициативы, беседовать с ними, говорить по душам, учитывать их мнение и потребности. Дети, растущие в такой семье, будут прислушиваться к замечаниям, контролировать свое поведение, они становятся самостоятельными, инициативными и рассудительными людьми.
Еще я часто встречаюсь и с представителями старшего поколения. В основном это лекции о профилактике инсульта, сердечно-сосудистых заболеваний. Это удивительные, светлые, невероятно энергичные люди! Иногда, кстати, встречи проходят в не совсем стандартном формате, например на занятиях по скандинавской ходьбе или гимнастике в рамках проекта «Московское долголетие».
И в этом смысле мне особо хочется отметить, что в нашем городе сделано очень много для того, чтобы наше старшее поколение могло жить полной и активной жизнью. И это лучшая профилактика!
- Недавно вы объявили о старте проекта «Москва - детям!». В чем его суть?
- Профилактика болезней и детского травматизма, безусловно, является важным аспектом моей работы. Именно ради сохранения детского здоровья и гармоничного развития ребят в будущем я читаю лекции и веду «Большую маму» в Интернете. Однако порой ни родители, ни врачи не могут гарантировать безопасность детей.
Совсем недавно ко мне обратились родители районов Очаково-Матвеевское, Солнцево и Тропарево-Никулино. Они были сильно обеспокоены безопасностью детей на детских площадках, особенно в преддверии лета, когда дети проводят много времени именно во дворах своего дома, в песочницах, на качелях и горках. Поэтому мы запустили новый проект «Москва - детям!». Главная цель данной инициативы - удобство, комфорт и безопасность для наших детей.
Совместно с родительским сообществом и представителями управ мы инспектируем детские площадки, проверяем их безопасность, выслушиваем пожелания детей. И проект уже начал приносить свои плоды: после выявленных нарушений на некоторых площадках незамедлительно начался их ремонт, а также замена опасных горок и качелей.
Уверена, что совместными усилиями мы сможем добиться безопасного, счастливого и прекрасного детства для всех ребятишек.