О необходимости постоянного профессионального совершенствования говорили еще педагоги древности и Средних веков. И вот уже более пятидесяти лет термин «непрерывное образование» звучит в материалах ЮНЕСКО.
В завершившемся учебном году вопросы поиска и применения эффективных управленческих и педагогических практик были в поле зрения многих педагогических коллективов Москвы. Мы убедились в этом, принимая участие в проекте «Взаимообучение московских школ», знакомясь с передовым опытом, когда посещали семинары-практикумы в школах №548, 1392, 1788, 1329. Обмен мнениями и практиками, обсуждение важных и сложных вопросов управления школьными коллективами с лучшими директорами образовательных организаций помогли по-новому увидеть некоторые аспекты взаимодействия разных звеньев школьного мира. Это заинтересовало нас, и вскоре удалось провести подобный семинар-практикум на базе своей образовательной организации.
Тема его звучала особенно актуально для сегодняшнего дня: «Создание психолого-педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья». Любой гражданин независимо от возраста, места жительства и состояния здоровья хочет ощущать свою нужность окружающим.
Когда еще год назад наши специалисты и педагоги в ходе учебного процесса проходили курсовое обучение по этой теме, стало ясно, что изменения не за горами, они коснутся всех сфер и «этажей» школьного мира. Об этом же говорили психологи, логопеды, педагоги на расширенном педсовете: если сейчас речь о сопровождении дошкольников и учеников начальной школы, то по мере их взросления придется искать особые подходы к работе с ними в средней и даже в старшей школе. Поэтому уже сейчас надо включить в задачи самообразования изучение передового опыта коллег. К чему и приступили наши педагоги.
Поэтому гости, пришедшие в нашу школу на семинар, смогли ознакомиться с теми формами и методами проведения учебных и внеучебных занятий, которые уже удалось найти и можно применять в работе с учениками данной категории. Не хочется, чтобы меня упрекнули в громких словах, но разве не напоминает это стремление педагогов создать для ученика лучшие условия и дать больше, а ответное стремление школьника быть достойным своих учителей и показывать пример младшим ту самую ленту Мебиуса, которую называют еще знаком бесконечности?
И разве не с желания узнать и освоить новое, двигаться вперед, несмотря на трудности, начинается для многих учеников дорога к успешности в жизни? Хотя, казалось бы, ребенок всего лишь хотел получше сдать ГИА, поучаствовать в школьном этапе Всероссийской школьной олимпиады или в творческом конкурсе. Признаюсь, не так уж много у нас таких «звездочек», но они есть. И помочь им достойно выступить - дело чести школы.
Значит, учителя готовы изучать новое и в этом направлении. Например, в прошедшем году наши ученики впервые имели возможность заниматься в кружках и готовиться к олимпиадам не только с учителями, но и со своими старшими товарищами из Ассоциации победителей олимпиад. Причем эти занятия сразу по нескольким школьным предметам оказались интересны и учителям. Кроме того, педагоги повышали свои знания и изучали различные интегративные приемы работы для повышения мотивации учеников, посещая семинары и вебинары, обучаясь на курсах.
Интенсивность нашей педагогической деятельности сегодня такова, что порой удивляешься, как педагоги успевают кроме уроков, внеурочной деятельности еще и совершенствовать свои профессиональные навыки. Если раньше большинство коллег проходили курсовое обучение и переподготовку раз в три года, то сегодня это просто невозможно. Многие учатся ежегодно, и не по принуждению, а сами ищут такие курсы, которые полезны и интересны им. Например, среди первых слушателей абсолютно нового курса повышения квалификации «Подготовка учащихся 5‑11‑х классов к лингвистическим олимпиадам и конкурсам по русскому языку и лингвистике» филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова были сразу два наших педагога. Значит, они смогут теперь поделиться опытом с коллегами, использовать знания в повседневной практике.
Сегодня, как никогда, актуально звучат известные слова великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Есть уверенность, что новый учебный год даст старт к новым знаниям всем жителям нашей школьной планеты.

Илья РОГОВ, директор школы №1596