В разных областях знания под кластерами понимают весьма различные объекты. В химии термин «кластер» начал активно использоваться в 70‑е годы ХХ века в связи с бурным развитием химии координационных соединений. В этой области химии было принято такое определение кластера: «Кластер (буквальный перевод «рой») представляет группу из трех или большего числа атомов металла, каждый из которых связан со всеми остальными атомами металла или с большей их частью». На наш взгляд, именно это определение лучше всего отражает особенности составления кластеров как методического приема. В широком смысле слова кластер - это схема, но схема, в которой выявлено и отражено как можно больше взаимосвязей между элементами, а также их иерархическая структура (соподчиненность).
Мы полагаем, что применительно к методике обучения кластер - это графически оформленная совокупность смысловых единиц текстовой информации в виде многоуровневой схемы (грозди), построенной в определенном логическом порядке и отражающей взаимосвязи этих смысловых единиц и их взаимоподчиненность (иерархию).
Построение кластера - это своего рода проектирование, придание нужной графической формы распределению имеющейся текстовой информации на основе представлений о том, как связаны между собой смысловые единицы этой информации и соорганизации разных знаний. При построении кластера, отражающего сведения о веществе (группе или классе веществ), считаем необходимым выделять на первом уровне кластера следующие признаки (смысловые единицы): состав, строение, физические свойства, химические свойства, применение, получение, нахождение в природе, биологическая роль, история открытия (изучения), присваивая номера этим смысловым единицам, что облегчает восприятие логики изучения материала и построение плана, рассказа (с опорой на кластер) в дальнейшем.

Составление кластера
Обычно кластер выполняют на отдельном листе. В центре кластера помещают название темы, проблемы, понятия, вокруг располагают суждения - крупные смысловые единицы, отражая их связи с разнообразными аргументами, фактами, примерами. Возможны две формы (условно): кластер в виде круга и в виде полукруга. Если структура кластера предположительно будет круговой (в кластере будет 5 и более смысловых единиц), то есть линии связей (лучи) расходятся по всем направлениям в разные стороны, то тогда ключевое понятие (заглавный термин) записывают в центре листа, а от него в разные стороны исходят стрелки-лучи, соединяющие это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее, так происходит образование гроздевидной структуры. Если кластер будет содержать 2‑3 смысловые единицы, то он скорее будет напоминать полукруг, тогда начинаем составлять его от верхней кромки листа.
Объем информации, содержащейся в кластере, может быть разным, и сама информация может обладать разной степенью значимости. Крупный кластер, как правило, содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую составитель почерпнул ранее намеренно или случайно, причем эта информация может быть из любых областей знания, в том числе и гуманитарных. Важно, чтобы содержание кластера позволяло работать с ним как с источником информации и в дальнейшем. Это надо иметь в виду учителю, который использует или намеревается использовать кластеры в своей работе.
Интересны и полезны следующие виды работы учащихся с кластерами:
1. Составление нового кластера (в том числе и по готовому простому или развернутому плану).
2. Составление краткого рассказа, простого и развернутого плана темы, проблемы по готовому кластеру.
3. Коррекция готового кластера.
4. Анализ готового кластера с целью укрупнения одной или нескольких «гроздей» кластера, выделения новых «гроздей» и смысловых единиц.
5. Анализ неполного кластера без указания заглавного термина и определение этого термина.
6. Анализ неполного кластера без указания одной или нескольких его смысловых единиц и определение этих единиц.
7. Публичная презентация готового кластера.
Организационные формы работы с кластерами:
1. Совместно с учителем на уроке (фронтальная работа при ведущей роли учителя).
2. Индивидуальная или парная работа на практическом занятии (роль учителя - консультационная или ведущая).
3. В составе малой творческой группы с последующим конкурсом на лучший кластер по заданной учителем теме.
4. Выполнение контрольного задания на составление кластера (или его фрагмента - «грозди»), корректировку кластера, написание короткого рассказа или ответов на вопросы с использованием готового или неполного кластера.
5. Самостоятельно при выполнении домашнего задания.
Для чего нужно уметь делать кластеры и работать с ними? Наш практический опыт показывает, что составление кластера активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет им самостоятельно диагностировать уровень имеющихся у них знаний и выявить возможные области недостаточного знания, графически изобразить логические связи между изученными фактами, явлениями, понятиями, способствует систематизации имеющейся информации, дает возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

Галина МАРШАНОВА, учитель химии школы №1596, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ;
Галина ПИЧУГИНА, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО