Казалось бы, мы и так делаем все для этого: используем новые методы, технологии, приемы, опираемся на опыт наших предшественников, повышаем свой собственный уровень знаний, готовя из года в год к ГИА и олимпиадам. Постараемся в данной статье разобраться, где же мы допускаем ошибку, что же мы не учитываем, работая с классом и каждым учащимся в отдельности.
Снижение интереса к учебе - это следствие недостаточной сформированности уровня учебно-познавательной, мыслительной, логической деятельности.
Мыслительный процесс делится на образный и логический и состоит всего из 4 стадий, которые, как заповеди, должен соблюдать каждый квалифицированный учитель, чтобы не развивалась демотивация к процессу обучения:
1. Увидел, потрогал, принял к сведению. В 1‑5‑х классах необходимо развивать и формировать у учащихся наглядно-действенную мыслительную деятельность (действия с предметами). На этой ступени мышления критерием отбора мотивации выступает низкий уровень сформированности УУД. Мотивирующие элементы - это предметы, которые ученик может потрогать или совершить с ними действия в школе на практических занятиях, в музеях, на экскурсиях, в путешествии с родителями.
2. Принял к сведению, превратил в понятие. В 6‑7‑х классах учителю необходимо сделать акцент на формировании и развитии наглядно-образного мышления (опора на образы и представления). На этой ступени мышления мотивирующим элементом является запас созданных образов и содержания, подготовленных учителем. При данном мышлении наглядно-образное преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей. Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию картину мира объектов и явлений для анализа и обобщения.
3. Употребляю понятие, обобщаю материал, использую логические конструкции. Данный вид мыслительный деятельности характерен для возраста 8‑9‑х класса. На этой стадии происходит мыслительная деятельность с понятиями. Этот вид мышления действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. В качестве наглядности выступают схемы, карты, таблицы. Именно они являются критерием отбора мотивирующих элементов.
4. Выделяю существенные свойства, описываю, сравниваю, обобщаю. В 10‑11‑х классах формируется предметная монологическая речь. Самая высшая стадия - это абстрактно-логическая мыслительная деятельность. Этот вид мышления позволяет мыслить отвлеченно, другими словами, способствует видению полноты картины, позволяя не фиксироваться на несуществующих деталях. Мыслительный процесс совершается при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление.
Абстрактное мышление позволяет шагнуть за рубежи предписанных норм и правил, что ведет к свершению открытий.
Необходимо помнить, что развить последнюю стадию мыслительной деятельности, то есть обладание предметной монологической речью, возможно только при полноценной предшествующей работе. Как же можно организовать данную работу и вписать ее в систему существующего урока?
Обратимся к педагогической практике. Важную роль в организации учебной деятельности играет работа с понятиями. Первым этапом любого урока должна быть работа по формированию понятий. Это является мотивационным элементом, так как у учащихся в свободной беседе или дискуссии формируется умение владеть предметной монологической речью. Что наблюдается в современном учебнике истории? Авторы учебников чаще всего дают готовые определения понятий. Межпредметные понятия, такие как «государство», «общество», даются в тексте учебника уже в готовом виде, что приводит только к механическому запоминанию понятий без понимания внутренней сущности. А такие важные понятия, как «процесс», «классификация», «становление», не даются ни в одном из элементов современных УМК. Основным методологическим приемом при формировании понятий может быть побуждающий вопрос, который учитель заранее готовит к уроку.
Рассмотрим роль побуждающего вопроса как методологического приема формирования понятия «становление» на уроке истории в 6‑м классе на примере темы «Становление Древнерусского государства». На первом этапе урока учитель ставит цель выяснить, насколько детям понятны значения всех слов темы урока, и помочь проникнуть в сущность каждого слова темы. Побуждающий вопрос, который задает учитель: «Становление - это процесс, предмет, время, пространство?» Ученики должны знать, что предмет можно описать, время - это длительность каких-то событий, пространство - протяженность и направление, а явления - это действие, которое состоит из процессов. Как рассуждают дети? Предмет можно описать (цвет, форма, размер, мягкий, твердый), значит, становление - это не предмет. Может быть, становление - это время? Идет дискуссия: «Время связано с событием и имеет начало и конец, значит, становление - это не время. Может быть, это пространство? Пространство имеет направление и протяженность, а становление этого не имеет». Посеяно сомнение. Методом исключения дети делают вывод, что становление - это явление. Роль учителя как навигатора системно-деятельностного подхода в обучении - помочь детям найти доказательства для сделанного вывода. Учитель предлагает детям подобрать однокоренные слова к слову «становление». Ученики без труда предлагают слова «становиться», «установил». Следующий побудительный вопрос учителя: «Вспомните, какой частью речи является слово «становиться»?» Дети знают из предмета «Русский язык», что «становиться» - это глагол, часть речи, которая обозначает действие (явление). Учитель помогает ученикам прийти к пониманию сути понятия «становление» как социального явления и напоминает, что любое явление, как природное, например дождь, так и социальное, состоит из процессов. На следующих этапах урока конкретизируется, какие действия происходили в начале формирования Древнерусского государства. Таким образом, на данном этапе развития одним из мотивирующих элементов является работа с понятиями не методом механического заучивания, а методом дискуссии с использованием побуждающего вопроса.
Итак, критерием выбора мотивационных элементов является уровень сформированности общеучебных умений, который зависит от того, на какой стадии мыслительной деятельности находится отдельный ученик или класс.
В заключение можно добавить, что, последовательно развивая, формируя у своих учеников все стадии мыслительной деятельности, мы получаем всесторонне развитую личность, которая готова учиться в течение всей жизни.

Алексей ПЕТРОВ,
учитель истории и обществознания школы №1542