Эксперимент принес результаты: родители не только увидели многогранность педагогического процесса, получили возможность принять участие в организации режимных моментов, но и в полной мере ощутили, что значит быть воспитателем дошкольников.
За всю историю в учреждении было проведено множество интересных мероприятий с участием родителей. Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания ребенка - самое эффективное средство развития дошкольника.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Как показал многолетний опыт педагогов, задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Исследования убедительно показывают, что осознанное и активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их отстраненности от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению.
В качестве нового инструмента работы педагогическим составом дошкольного учреждения было решено организовать день самоуправления для родителей воспитанников. Среди основных задач этого интересного эксперимента - установление доверительных отношений между родителями и детьми; развитие сотворческих процессов в педагогическом коллективе на основе разработки новой формы сотрудничества педагогов, родителей и детей; просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования.
Первым этапом к подготовке дня самоуправления стало анкетирование родителей на тему «Легко ли быть воспитателем?», которое не только выявило отношение родителей к профессии педагога, но и определило желающих принять участие в эксперименте.
На следующих этапах подготовки было проведено ознакомление родителей-участников с календарно-тематическим планированием на выбранную дату проведения дня самоуправления, а также распределение ролей среди родителей-участников.
Несмотря на то что в общепринятом понимании работа воспитателя считается сугубо женской, одним из согласившихся принять участие в интересном эксперименте стал папа одной из воспитанниц Сергей Александрович Душинский.
Каждый из родителей был проинструктирован относительно программы и своей роли в дне самоуправления, а также получил методические пособия для подготовки. Именно они вызвали наибольшую реакцию: для родителей стало настоящим удивлением, что работа воспитателя не завершается с окончанием рабочего дня в детском саду, а продолжается и вечером уже в качестве подготовки к занятиям с детьми.
В ходе дня самоуправления были охвачены все режимные моменты: утренний прием, утренняя гимнастика, проведение развивающих и подвижных игр, физкультурные и музыкальные занятия, прогулка, непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые игры, трудовые поручения, индивидуальная работа, чтение и разучивание художественных произведений.
Своими впечатлениями от дня самоуправления родители поделились на чаепитии, организованном педагогическим составом учреждения.
- Самым сложным для меня было придерживаться программы и методов обучения, изложенных в методическом пособии. Следовать педагогической программе, отключая при этом личные предпочтения, - с этой задачей было справиться нелегко, - поделилась впечатлениями Кира Валерьевна Филимонова.
- Я получил невероятные эмоции от работы с детьми, - признался Сергей Александрович Душинский. - Дети дают особую энергетику. Кроме того, я увидел уровень подготовки воспитанников, уровень их вовлеченности. В последнее время к воспитателям и педагогам относятся как к сфере обслуживания, а это не так. Это уважаемая и авторитетная профессия. Главное - закладывать детям это понимание с самого детства. Мне удалось на собственном опыте ощутить на себе этот труд.
- Мы понимаем, как непросто родителям было среди рабочей суеты найти время и сделать первый шаг в освоении новой профессии. Мы надеемся, что они не пожалели об этом, - делится впечатлениями старший воспитатель Наталья Викторовна Шишкина. - День самоуправления - это замечательная возможность почувствовать жизнь детского сада, попробовать себя в роли педагога, пообщаться с ребенком в необычной обстановке. Мы благодарны всем родителям, которые пробовали себя в роли воспитателей и очень серьезно отнеслись к проведению своих занятий. А дети были в восторге от того, что увидели в роли воспитателей родителей. Каждому воспитаннику хотелось, чтобы в следующий раз именно его родитель стал воспитателем группы. На мой взгляд, наш эксперимент удался. Будем работать в этом направлении и в будущем!
Результатом дня самоуправления стал положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители, принявшие участие в эксперименте, получили уверенность в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь получили понимание со стороны родителей по большинству возникающих проблем. Но главное - в результате тесного взаимодействия родителей и педагогов дети получили возможность находиться в психологически комфортных условиях как в детском саду, так и дома.

Наталья ШИШКИНА,
старший воспитатель школы №1542