Сегодняшние родители понимают, насколько важно и умственное развитие собственных чад. В школе №1542 в этом году в рамках дополнительного образования открылся кружок «Ментальная арифметика».
Ментальная арифметика - это древний способ обучения быстрому счету в уме по необычной методике. Однако мы поставили перед собой цель не просто научить скорости вычислений, но и развивать мышление, детский интеллект.
В четырех группах занимаются дети разных возрастов от 5 до 14 лет. Они учатся считать с помощью инструмента, похожего на счеты, - абакуса. Абакус - это древний китайский инструмент. Сначала ребята учатся работать с ним физически, перебирая кости пальцами обеих рук. Затем они представляют его, «передвигают в уме» воображаемые косточки. Цель занятий не просто научить считать на счетах. Необходимо научить считать без них с помощью визуализации. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, пространственно-образное мышление, тренирует память, учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.
Все занятия по-своему увлекательны, интересны, разнообразны, проводятся в игровой форме. Даже малыши 5‑6 лет, занимаясь 1 час 40 минут, практически не устают. Один вид деятельности сменяет другой. На занятиях задействуются предметы с яркой окраской, чтобы ребенок мог быстрее и легче запомнить нужную информацию.
Методика занятий основана на принципах работы обоих полушарий. Левое отвечает за логику, речь, анализ, рациональность, аргументацию, в то время как правое - за мечты, воображение, спонтанность, креативность. Задействовав одновременно оба полушария, можно добиться поразительных успехов.
Когда ребенок работает на счетах абакус, он использует обе руки для перемещения косточек. Движение пальцев активирует датчики мозга, правые координируются с левой стороной мозга, и наоборот. Очень нравятся ребятам те моменты занятий, когда они берут карандаши в обе руки, начинают обводить сначала симметричные узоры, а затем писать каждой рукой совершенно разные линии. Великолепными и необычными получаются работы, когда дети раскрашивают двумя руками бабочку, домик. Работают при этом ребята под музыку. Любят они и танцевать под ритмичную музыку и счет. В танцах Abakus Dance также тренируется внимание. Нужно повернуть или наклонить голову в сторону, руки и ноги в это время выполняют тоже определенные движения. Упражнения на развитие межполушарных связей, которые мы используем на наших занятиях, помогают решить многие нейропсихологические проблемы, включая дефицит внимания, а также способствуют гармоничному развитию мозга.
Сейчас век компьютеров, а мы все равно возвращаемся к обычному счету. Казалось бы, зачем все усложнять, ведь ребенка в школе и так научат считать? Однако изучение ментальной арифметики имеет ряд преимуществ перед обычными уроками. Дети, которые изучают ментальный счет, действительно очень хорошо считают в уме. Математика становится для них очень легкой наукой. У них заметно улучшается уровень концентрации внимания, улучшается фотографическая память, развиваются логические и аналитические навыки мышления. А это помогает им успевать и по другим предметам.
Систематические занятия ментальной арифметикой дают отличные результаты. Важно обратить внимание на первые слова. Системный подход! Нельзя прозаниматься две недели и ждать чудодейственного счета от ребенка. Это труд, заниматься им надо постоянно.
Ребята должны научиться правильно использовать полученные на занятиях знания, умения, отрабатывать навыки. Ментальная арифметика - это развитие не только математических способностей, но и самостоятельности, внимания, упорства, усидчивости, улучшение личностных качеств, уверенность в себе. А учитель получает удовольствие, если дети сами начинают радоваться своим успехам, замечать плоды своего труда.

Марина НЕСТЕРОВА,
учитель начальных классов школы №1542