Не отстает и содержание образования: внедрение новых стандартов побудило столичных педагогов к разработке уроков в новом формате, учитывая современные требования к структуре и наполнению. Сегодня каждый современный урок должен включать задания в формате ВПР, ОГЭ или ЕГЭ в зависимости от уровня образования, задания в формате международных исследований читательской, математической и естественно-научной грамотности, работу с текстом, разнообразной графической информацией, в том числе таблицами и схемами, и даже культурологический компонент. И это давно считается современной нормой.
За последние годы в столице накопилась большая библиотека прошедших модерацию интер­активных уроков или отдельных заданий, к которой каждый участник образовательного процесса имеет доступ.
Столичное образование, идя в ногу со временем, всегда опиралось на крепкие принципы отечественной педагогики, всегда поддерживало надежные связи с региональными партнерами, вбирало в себя лучшие практики крупнейших городов страны. В рамках действующей городской программы «Школы городов России - партнеры Москвы», организованной Департаментом образования и науки, у педагогов столицы появилась уникальная возможность посетить российские города и перенять лучший опыт, поделившись и собственными достижениями.
Вот и представители школы №1542 в апреле текущего года совершили поездку в удивительный Воронеж. Раскинувшийся на берегах одноименной реки в пятистах километрах от Москвы, имеющий богатую историю и культуру, город поразил делегацию способностью многих школ интегрировать историческое, культурное и образовательное пространства. Например, в школе №102, открытой без малого год назад, создано 5 музеев, одним из которых является музей Гавриила Троепольского, автора небезызвестного «Белого Бима…». В нем собрана уникальная коллекция экспонатов: все музейные предметы - личные вещи писателя, уроженца воронежской земли, среди них черновые рукописи, книги с известными рассказами Троепольского (из личной коллекции автора), переведенные на 26 иностранных языков, предметы интерьера и быта. Стенды и витрины расположены в школьной рекреации, к которой каждый учащийся имеет доступ, музейные предметы снабжены QR-кодами, с помощью которых каждый желающий может прослушать аудиоэкскурсию с историей того или иного предмета. Все это помимо того что выглядит очень современно, создает уникальную интерактивную образовательную среду, которая грамотно интегрирована с историей и культурой региона.
Еще один музей школы №102, которая поразила делегацию, посвящен другому писателю - Вячеславу Дегтеву, чье имя также связано с Воронежем. Экспозиция организована в кабинете русского языка и литературы в виде интерактивных стендов, на которых перечислены основные вехи жизни и творчества автора. Как не развиться у обучающихся в таких стенах чувству патриотизма? Как не научиться гордости за свою малую родину?
Образовательные практики Воронежа предстали перед нами вобравшими в себя все лучшее от старой школы и совместившимися с хорошо зарекомендовавшими себя новыми технологиями. Так, одна из старейших школ города - Гимназия имени А.Кольцова - уже давно практикует дистанционное ведение отдельных уроков с помощью системы вебинаров.Учитель школы или преподаватель вуза, сотрудничающего с гимназией, проводит в среднем звене уроки химии или математики на всю параллель учащихся сразу с помощью онлайн-вебинара, материалы которого остаются в записи, их может позже посмотреть любой учащийся. Несомненным преимуществом такой технологии перед обычной видеозаписью, хранящейся в Интернете, является возможность обратной связи с педагогом во время ведения лекции. На наш взгляд, для некоторых школ, а особенно в маленьких городах, эта образовательная практика может явиться поистине уникальной находкой. Благодаря ей можно избежать проблемы нехватки педагогических кадров в отдаленных от крупных центров населенных пунктах и обеспечить непосредственное взаимодействие школьников, проживающих в небольших поселениях, с лучшими умами крупных городов.
Удивительным и так напомнившим московское образование показалось то, что руководители каждой из посещенных делегацией образовательных организаций чувствуют свою ответственность не только за своих обучающихся, но и за образовательную систему всего микрорайона в целом. Особенно это проявилось в школах и садах активно застраивающихся районов в условиях еще не сложившейся полностью инфраструктуры. Так, детский сад, носящий название «Город мастеров», имеющий одним из приоритетных направлений проф­ориентационную деятельность, активно формирует собственную детскую библиотеку, которая пока является единственной в новом микрорайоне и не отказывает в выдаче книг на руки жителям. А учебно-воспитательный комплекс «Гимназия №1», имеющий в своем составе подразделение «Спортивная школа» и отделение дополнительного образования, считает своей задачей оздоровление и развитие не только учащихся, но и их родителей, а также жителей прилегающих домов. На базе комплекса реализуется множество услуг в области дополнительного образования и спорта как на бюджетной, так на внебюджетной основе для всех желающих.
В каждом из учреждений команду московских педагогов встретили настоящие профессионалы своего дела, продемонстрировавшие лучшие образовательные практики и технологии своих организаций.
Завершилось знакомство с образовательным опытом воронежцев круглым столом, на котором коллеги от принимающей стороны проявили большой интерес к действующему в столице проекту «Московская электронная школа». Педагоги Воронежа увидели большой потенциал электронной школы, заинтересовались возможностью использовать богатую библиотеку материалов на своих уроках. Поэтому по результатам встречи был подписан договор, в рамках которого будет возможно прямое сотрудничество столичных образовательных организаций с учреждениями Воронежа, и это даст возможность обеим сторонам обменяться лучшими практиками, откроет возможности для обучения педагогов Воронежа по использованию ресурсов Московской электронной школы, и не только, а это в свою очередь позволит Москве ответить на гостеприимство воронежцев.

Виталий ДРАГУНКИН,
учитель русского языка и литературы школы №1542