Сам город, его среда и культурная инфраструктура с многочисленными вузами, памятниками архитектуры, музеями, парками, усадьбами, интересными людьми и доступными библиотеками - это уже сплошная развивающая и воспитывающая среда. Это те ресурсы и возможности, которые хочется использовать в школе для достойного воспитания и культурного образования школьников.
Театры, выставки, музеи, экскурсионные программы самых различных направленностей доступны нашим ученикам с самых юных лет, поэтому не случайно центральной темой нашего номера стала музейная педагогика.
Какова же роль музеев?
Во-первых, сохранение историко-культурного наследия человечества. Во-вторых, музеи - это хранители социальной памяти, поскольку позволяют изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. В-третьих, в музеях заложены огромные культурные возможности для образования и воспитания. В-четвертых, они помогают в привитии чувства патриотизма. В-пятых, музейные экспозиции формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.
Не случайно с 1 сентября 2017 года в Москве стартовал проект мэра Москвы Сергея Собянина «Музеи - детям», в рамках которого городские музеи стали бесплатными для школьников.
В выпуске мы рассказываем о музейной педагогике, о городских образовательных проектах Департамента образования и науки города Москвы «Урок в музее», «Учебный день в музее», которые дают возможность повысить качество реализации государственных образовательных стандартов в наших школах. Данные проекты позволяют организовать учебные занятия и выполнение учебных проектов в культурно-образовательном пространстве Москвы и развивают традицию посещения образовательных экскурсий обучающимися московских школ и их семьями.
Мы задались вопросом: музейная педагогика - это традиционная или инновационная технология в образовании? Урок в музее отличается от обычного урока тем, что основным источником информации для учащихся являются подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозициях московских музеев. Но такая возможность была уже у учеников, например, в 70‑е годы (ярким доказательством является фильм «Большая перемена»). Можно говорить, что использование музейного потенциала в образовательных целях - это традиция. Однако сегодня музейная педагогика имеет междисциплинарный характер и предлагает качественно новый уровень освоения образовательных дисциплин на основе музейного собрания. Разглядывая художественные произведения и анализируя их зрительные образы, обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, формируется визуальное научное мышление, а что более важно - у ребенка складывается представление о музее как о части окружающей его среды и необходимой составляющей полноценного отношения к миру.
Безусловно, инновационной составляющей музейной педагогики является то, что уроки, проводимые в пространстве музеев, направлены на организацию самостоятельной проектной деятельности современного школьника.
В выпуске также представлены статьи учителей о школьных музеях, которые активно посещают обучающиеся нашего межрайона ежедневно, в которых проводится интересная педагогическая работа.
В номере немного поговорим и о ставшей за последние годы столь любимой и учителями, и обучающимися, и их родителями олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».
Мы не стоим на месте и стремимся стать лучшими, расширяя спектр образовательных возможностей межрайона. Компетентность педагогов, хорошее техническое оснащение, развитая психолого-педагогическая, воспитательная служба школы - все это является залогом получения качественного образования.

Ева СОЛОДУХА,
директор школы №1002, председатель межрайонного совета директоров №28, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ