Специалисты выделяют типичные ошибки в организации самостоятельной работы:
1) отсутствие мотивации обучающихся к выполнению задания;
2) недостаточная подготовка к выполнению задания, которая выражается в беглом чтении (учеником или учителем) задания и прикидочном выполнении первого примера, первого предложения, нередко с ошибками;
3) итоговая проверка без разъяснения, почему именно так и в такой последовательности выполнено задание, на какие теоретические сведения опирался ученик, то есть проверка факта выполнения, а не правильности выполнения;
4) однообразие, однотипность заданий, тормозящие продвижение ребенка;
5) приблизительное, «на глазок», определение продолжительности самостоятельной работы с ориентиром лишь на объем задания без учета уровня усвоения нового, его сложности, без учета сформированности навыка чтения, скорописи, вычислительных навыков, объема внимания, организованности и трудоспособности обучающихся.
Большое значение в достижении результативности самостоятельной работы имеет умение обучающихся самостоятельно проверить и оценить правильность выполнения предложенных заданий/упражнений. Это умение следует специально формировать. Учителю необходимо иметь (разрабатывать) различные средства для осуществления учениками самоконтроля.
Уточним такие понятия, как «эталон», «образец» и «эталон для самопроверки». Поясним эти понятия на простом примере математического содержания.
Пусть требуется решить уравнение х + 1 = 5.
Эталон - это знаковая фиксация способа действия (норма - N).
Эталон может быть представлен в разных видах. Возможны следующие варианты эталонов для рассматриваемого задания:

Эталон должен грамотно описывать сущность выполняемых преобразований. Эталон необходимо конструировать вместе с обучающимися на уроке «открытия» нового знания (чтобы он являлся реальным инструментом решения задач данного типа).
Образец есть реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N).
Образцом решения приведенного выше уравнения является следующая запись:
х + 2 = 6
х = 6 – 2
х = 4
4 + 2 = 6
6 = 6
Ответ: 4
Эталон для самоконтроля - это реализация способа действия, соотнесенная с эталоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия» нового знания.
Например:

Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным действием, важно организовать их работу на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.
Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности (например, по теме «Как исправлять свои ошибки») и давать им четкий ответ на данный вопрос.
Если учитель системно проводит уроки рефлексии, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку. На рисунке 4 приведен пример простейшего алгоритма исправления ошибок.

1. В применении какого правила возникло затруднение?
2. Повтори правило.
3. Примени правило.

Рис. 4. Карточка для обучающегося «Алгоритм исправления ошибок»

Практика показывает, что педагоги чаще используют самостоятельную работу обучающихся для первичного закрепления изученного материала, для отработки умений и на этапе повторения ранее изученного. Однако полезным является использование самостоятельной работы обучающихся и на этапе изучения нового материала. В условиях малокомплектности эта работа может быть организована также в малых группах, в том числе разновозрастных.
Возможное содержание самостоятельной работы:
    повторение (по учебнику, другим источникам) ранее пройденного материала, необходимого для изучаемого на уроке, - этап актуализации знаний;
    самостоятельное добывание знаний посредством выполнения проблемных заданий - этап изучения нового материала;
    упражнения для первичного закрепления материала, изучаемого на уроке, с использованием различных памяток, алгоритмов, схем и таблиц, диафильмов и т. п. - этап первичного закрепления изученного;
    тренировочные упражнения в применении полученных на уроке знаний с использованием опор для мыслительной деятельности - этап закрепления/повторения;
    проверка домашнего задания по заготовленным образцам или обсуждение в группе - этап проверки домашнего задания.
Темп работы не у всех обучающихся одинаков. Можно наблюдать в ходе урока, когда одни школьники уже закончили выполнять задание, а другие продолжают еще трудиться. Поэтому при подготовке к занятию следует предусмотреть и заранее подобрать резервные задания, упражнения, раздаточный материал, соответствующие теме и цели урока.
Полезно приучить школьников работать с дополнительными материалами без напоминаний, после того как справились с предложенным заданием. Для этого можно определить в классе постоянное место для размещения дополнительных заданий для каждого класса, последовательность карточек с дополнительными заданиями можно определить с помощью цвета (используя, например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый…).

Список литературы
1. Байбородова Л.В. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе / Л.Бай­бородова, И.Бутин, Т.Леонтьева, С.Масленников // Сельская школа. - 2005. - №1. - С.  9‑100.
2. Бим-Бад Б.М. Самостоятельная работа учащихся / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - Москва, 2002. - С. 253.
3. Евдокимова Т.Н. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе / Т.Н.Евдокимова. - Белгород, 2011. URL: http://www.valujchik.gvarono.ru/metod/work/evdokimova-tn/uvp.pdf.
4. Ефлова З.Б. Об актуальности определения понятия «малокомплектная школа» // Электронный научный журнал «Непрерывное образование XXI век», 2017, №1 (17). - URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3410 - DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3410.
5. Ефлова З.Б. [и др.] Современная малокомплектная школа России и Карелии: научно-методическое пособие / З.Б.Ефлова, Е.А.Сергина, Г.Г.Столяров / под общ. ред. З.Б.Ефловой. - Петрозаводск : ИП Марков Н.А., 2018. - 56 с.
6. Казько Е.С. Неклассно-урочная технология обучения как инновационный формат образовательного процесса в малокомплектной школе / Е.С.Казько // Сборник научно-методических статей Всероссийской научно-практической конференции «Профессионализм педагога: теория, практика, перспективы», 29‑30 сентября 2017 года в г. Ялте. - Ялта, 2017. - С.  102‑107.
7. Карпинский А.Ю. Организация разновозрастного обучения / А.Ю.Карпинский // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 108‑112.
8. Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив: нормативно-правовые основы деятельности  / В.Б.Лебединцев // Народное образование. - 2010. - №5. - С.  161‑169.
9. Обучение и воспитание в разновозрастной группе: сборник научных статей и научно-практических материалов V межрегионального конкурса «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами»  / ред. О.А.Бычкова, З.Б.Ефлова, Е. С. Казько, Т.Ю.Конкина, В.Л.Кошкаров, Е.А.Сергина, С.И.Смирнова, Г.Г.Столяров, Г.М.Янюшкина; науч. ред.-сост. З.Б.Ефлова, С.И.Смирнова;  - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. - Электрон. дан. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
10. Пуляевская А. Методы обу­чения и пирамида Дейла / А.Пуляевская // Сайт «Новые информационные технологии для вас».  - URL: http://nitforyou.com/metodped.
11. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. - Москва: Педагогика, 1980. - 96 с. (Воспитание и обучение. Библиотека учителя).
12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - Москва: Издательский центр «Академи», 2002. - 576 с.
13. Смирнова С.И. К вопросу обеспечения качества образования в сельской образовательной организации / С.И.Смирнова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». Серия: Общее и дополнительное образование: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - X Осовских педагогических чтений «Образование в современном мире: новое время - новые решения» (г. Саранск, 26‑27 нояб. 2015 г.). - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 2016. - С. 216‑222.
14. Смирнова С.И. Обеспечение доступности и качества образования сельских детей  / С.И.Смирнова // Директор сельской школы. - 2016. - №2. - С. 38‑47.
15. Суворова Г.Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе / Г.Ф.Суворова. - Москва : АПО, 1995. - 87 с.
16. Суворова Г.Ф. Организация учебных занятий в малокомплектной школе  / Г.Ф.Суворова // Сельская школа. - 2000. - №6. - С.  08‑117.
17. Темежникова И. Как провести разнотемные уроки в сдвоенном классе / И.Темежникова // Сельская школа. - 2008. - №6. - С. 99‑109.
18. Чайка В. М. Основы дидактики: тексты лекций и задания для самоконтроля: учеб. пособие. для студ. высших учеб. заведений / В.М.Чайка. - Москва : ТНПУ, 2008. - 350 с.

​Светлана СМИРНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского госуниверситета, Петрозаводск, Республика Карелия