Успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни обеспечивают коммуникативные универсальные учебные действия, овладев которыми ученик должен уметь:
    доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
    понимать другие позиции (взгляды, интересы);
    договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Как показывает практика, многие учителя сталкиваются в своей работе с рядом проблем:
    дети не умеют слушать, воспринимать устную речь;
    не умеют выявить главную информацию в тексте;
    не могут и не хотят принимать позицию других людей;
    им сложно выразить мысль, дать полный монологический ответ;
    дети боятся выступать перед аудиторией.
В то же время, изучив работы Б.Н.Головина, В.И.Байденко, А.А.Леонтьева и др., делаю вывод, что проблемы коммуникативной сферы остаются актуальными на протяжении долгого времени.
И вопрос, как из неуверенного в себе ребенка, не умеющего выразить свою точку зрения и аргументировать ее, вырастить конкурентоспособного выпускника, отвечающего требованиям социального заказа, является животрепещущим не только для меня.
Особая роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий отводится урокам русского языка и литературы.
Предмет «Русский язык» наряду с достижением предметных результатов нацелен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий через создание устных и письменных высказываний.
При изучении предмета «Литература» формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, передачу другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Необходимо также добавить, что точная и выразительная речь (устная и письменная) напрямую зависит от орфографической и пунктуационной грамотности, от овладения языковыми нормами, эмоциональности и выразительности говорящего, а также от богатства его словарного запаса.
Организуя свою педагогическую деятельность, выбирая приемы, позволяющие работать над развитием коммуникативных универсальных учебных действий, пришла к мысли о том, что изучение предметов гуманитарного цикла нельзя ограничивать возможностями какой-то одной образовательной технологии и что наиболее результативным является использование приемов универсальных.
Остановлюсь подробнее на некоторых из таких приемов.
Прием «Облако тегов» или «Облако слов».
Облако тегов - представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных шрифтом разного размера и цвета. Работа с облаком слов захватывает учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску.
Например, на уроке литературы при подготовке к сочинению на тему «Какие человеческие пороки обличает Н.В.Гоголь в поэме «Мертвые души»?» предлагаю учащимся из облака слов выбрать только те человеческие пороки, которые были обличены автором (рис. 1).
Далее задание усложняется, и я прошу провести параллель между нравственными пороками и образами помещиков, обосновав свою точку зрения примерами из текста (рис. 2).
Таким образом, наглядная подсказка в виде ключевых слов - это замечательный способ стимулировать беглую речь.
На уроке русского языка предлагаю найти в облаке тегов паронимы, объяснить разницу в значении, привести пример употребления в речи (рис. 3).
Вариантов использования облака слов бесконечно много: в него можно зашифровать тему урока, спрятать формулировку какого-либо понятия и попросить учащихся восстановить определение, это может быть игра, суть которой в определении художественного произведения по ключевым словам.
Подобные облака могут создавать дети (рис. 4, 5), и тогда из огромного потока информации они учатся отбирать главное.
Образцовая речевая среда, речевая активность самого обучающегося - обязательные условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Но есть дети, которым сложно сформулировать свою позицию, а еще сложнее аргументировать ее.
Решая эту проблему, использую прием «ПОПС-формула». Наиболее широкое применение этот прием находит при подготовке к итоговому сочинению, к устному экзамену по русскому языку в 9‑м классе, написанию сочинения на итоговой аттестации. Он позволяет построить выступление кратко, лаконично, аргументированно, с соответствующими выводами. Далее представлены вопросы, на которые можно дать ответ, опираясь на ПОПС-формулу.
    Правильно ли написано «ПодрАстать»?
    Согласны ли вы с высказыванием Г.Гейне, что «доброта лучше красоты»?
    «Трусость - самый страшный порок» - таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость?
Работая над умением учащихся формулировать вопросы и давать на них ответы, обращаюсь к приему «Кубик Блума».
«Кубик Блума» - это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы.
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать:
    «Назови» - предполагает воспроизведение знаний.
    «Почему?» - этот вопрос позволяет сформулировать причинно-следственные связи.
    «Объясни» - уточняющие вопросы.
    «Предложи» - ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.
    «Придумай» - творческие вопросы, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
    «Поделись» - эти вопросы предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся.
На начальном этапе вопросы может формулировать учитель, после определенной подготовки вопросы формулируют обучающиеся. Далее представлены примеры вопросов, которые могут быть заданы после изучения темы «Причастие».
НАЗОВИ части речи, признаки которых есть у причастия.
ПОЧЕМУ в причастии изображенный две буквы «н»?
ОБЪЯСНИ, как образуются действительные причастия прошедшего времени.
ПРЕДЛОЖИ пример схематичного изображения правила «Правописание суффиксов действительных причастий».
ПРИДУМАЙ примеры предложений, в которых причастие будет выполнять роль сказуемого.
ПОДЕЛИСЬ своими мыслями по поводу принадлежности причастия к формам слова/ самостоятельным частям речи.
В старших классах устную работу можно заменить письменной и представить в виде таблицы.
Как показывает практика, совместная творческая работа в парах или группах в полной мере развивает коммуникативные навыки. Написание синквейна, хокку, словесное рисование, игра ассоциаций и т. д. - все эти приемы позволяют обучающимся реализовать творческий и интеллектуальный потенциал.
В своей работе предпочтение отдаю литературной игре, которая называется «буриме».
Буриме (фр. bouts-rimés - «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда еще и на заданную тему.
Это может быть не просто сочинение стихов, но и работа над орфоэпическими нормами. Для рифмовки выбираем слова из орфоэпического словника, например «графИти», «джинсОвый», «договОр».

Кто-то, как новорожденный,
Кто-то жизнью утомленный:
Нелюбимая работа
И в коленочках ломота.
Завтрак каждый день яичный
На кухне с полом мозаичным…
(Учащиеся 10‑го класса)

Принимайте срочно меры,
Чтобы не было аферы,
Ведь приговор не договор,
Не уйдет от суда вор.
(Учащиеся 7‑го класса)

Пришел в магазин оптовый,
Купил костюм джинсовый.
Ой, скорее посмотрите,
А на джинсах-то граффити!
(Учащиеся 10‑го класса)

Мое слово как кремень,
Как завязанный ремень!
Нужное слово в нужный момент
Может быть твердым,
словно цемент.
(Учащиеся 6‑го класса)

Рву цепочку, ставлю точку.
Закрывай-ка жалюзи
и домой меня вези!
(Учащиеся 6‑го класса)

Работая над буриме в парах, учащиеся учатся слышать друг друга, учатся общаться, идти на компромисс.
Таким образом, применение современных образовательных технологий, выбор приемов, которые помогают решать конкретные педагогические задачи, систематическая работа над развитием универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, - все это позволяет добиваться высоких результатов учебной и внеурочной деятельности обучающихся.
Убеждена, что успехи моих учеников напрямую зависят от того, насколько развиты у них коммуникативные универсальные учебные действия, поскольку только владеющий словом человек может быть успешным в современном мире. Еще Л.Н.Толстой говорил: «Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

Татьяна ЖЕЛТЫШЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №11, Анжеро-Судженский г.о.