Центр начинается от остановки общественного транспорта, которая находится за 400 метров - этот путь ребята преодолевают самостоятельно. Но администрация школы изучила его вдоль и поперек: перекрестков нет, перепады устранили. А на территории центра оборудовано все для удобства детей - не только пандусы для входа в здание, но и гусеничный подъемник для подъема на второй этаж. Лестничные марши - с надежными поручнями, санитарные комнаты широки и просторны. Техника в кабинетах почти космическая: звукоусиливающая аппаратура, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» для развития памяти и речи, концентрации внимания и коррекции эмоционально-волевой сферы, устройство «Микарт-М» с программным обеспечением производства ООО «НПФ «Амалтея» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции.
Каждый ученик тут своеобразен и поэтому уникален. Такой же и педагогический коллектив: 163 человека, среди которых почетные работники общего образования, обладатели Почетной грамоты Минобрнауки, победители и участники конкурсов всероссийского уровня,  финалисты регионального этапа конкурса «Учитель года»-2017.
- Мы понимаем, что личность учителя может служить источником вдохновения для обучающихся, поэтому стараемся двигаться вперед, быть интересными для окружающих, - говорит директор школы Наталья Александровна Коткина. - Повышаем квалификацию и проходим профессиональную переподготовку, одерживаем победы во всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства, но и не забываем о саморазвитии и увлечениях. Среди наших педагогов ученые, поэты, художники, танцоры, музыканты, спортсмены, путешественники, жокеи, видеоблогеры. Изучаем новые дороги знаний и протаптываем пути, чтобы маленькими шагами вести по ним вперед учеников. Осознавая особенности наших детей, стараемся осуществлять свою деятельность эффективно и бережно. Мы ведь не только закладываем основы знаний, но и сохраняем основы психофизического здоровья наших учеников. Идеал недостижим - глухой обучающийся не научится слышать. Но педагоги берут его за руку и двигаются вместе - помогают научиться понимать сказанное другими и отвечать им.
Здесь не перегружают образовательный процесс онлайн-развлечениями, а максимально грамотно, уместно и целесообразно применяют ИКТ для поэтапного и безболезненного расширения порой очень скудного кругозора детей. Особенность психолого-педагогического сопровождения - адаптация методик и материала под потребности и возможности каждого. Оно включает и коррекционную работу, направленную на исправление нарушений, и развивающую, раскрывающую потенциальные возможности. Социокультурная деятельность ставит задачами интеграцию детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников, решение проблем подготовки к профессиональной деятельности, повышение их активности в выборе профессии. На базе центра работают региональные инновационные площадки «Моделирование информационно-образовательной среды общеобразовательной организации в процессе дистанционного образования детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями», «Обеспечение непрерывности образования детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Реализуется проект «Создание в Смоленской области инновационной образовательной площадки для обеспечения непрерывного образования, эффективной социализации и достойного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе современных дистанционных технологий обучения».
- Мы привыкли непрерывно двигаться вперед к новым возможностям мира информационных и педагогических технологий, - объясняет директор. - Именно поэтому мы понимаем, что сегодняшний успех нашего центра образования - это калейдоскоп маленьких каждодневных достижений и радостей, путь к которым порой бывает очень трудным. Каждый день администрация центра делает маленькие шаги, принимая управленческие решения, координируя деятельность всех служб нашего образовательного учреждения, поддерживая педагогические инициативы, решая индивидуальные - неизменно важные - вопросы с родителями и законными представителями обучающихся, предоставляя педагогам и обучающимся новые возможности для дальнейшего развития. Каждое принятое решение - маленький шаг к общей цели.
Педагоги, психологи, дефектологи и логопеды центра помогают ученикам совершенствоваться - учат владеть своей речью и слухом, контролировать эмоции, развивают и помогают понять, какое занятие могло бы стать для каждого делом жизни. Эффективная система специальных условий для обучения включает в себя и индивидуализацию образовательного процесса с участием родителей, и организацию системы социального партнерства, и развитие системы электронных элективных курсов, и участие учеников в региональных и всероссийских конкурсах, фестивалях и спортивных соревнованиях наравне со здоровыми сверстниками.
- Индивидуальное надомное обучение имеет свои плюсы и минусы. Один из минусов - возможная замкнутость детей, - говорит Коткина. - Организуя активную исследовательскую, проектную, творческую и конкурсную деятельность, мы создаем условия для включения обучающихся с ОВЗ в активную общественную жизнь, стараемся создавать возможности для развития творческого и исследовательского потенциала обучающихся, а также для их социализации. Маленькие шаги в этом направлении мы делали долгие годы, зато теперь наша образовательная организация является организатором межшкольного дистанционного праздника «Пасхальный фестиваль», в котором могут принять участие обучающиеся с ОВЗ с территории всей Смоленской области. Наш центр образования стал основателем ежегодного областного дистанционного конкурса «Неделя науки», где дети с ОВЗ представляют свои проекты наравне со школьниками без проблем со здоровьем, причем одерживают победы. Мы готовим школьников к участию в конкурсах проектов разного уровня, где они также становятся лауреатами и победителями, и их приглашают в другие регионы. Жаль, что колясочников не всегда готовы принять организаторы. Маленький шаг для преодоления этого барьера нам и нашим коллегам со всей России еще только предстоит сделать.
Психологи и классные руководители центра образования всегда - круг­лые сутки - находятся на связи с учениками и их родителями. Это не прихоть, не бессмысленные разговоры, такова необходимость - специфика здоровья детей порой вынуждает их законных представителей сообщать о готовности или неготовности к занятиям рано утром или поздно вечером. И родители понимают эту открытость и относятся к ней с уважением. Труд в Центре образования для детей с особыми образовательными потребностями требует от педагогов не только знаний и умений, но и терпения, способности подстраиваться к особенностям психофизического состояния каждого обучающегося. А еще любви.
- Как бы нам ни было эмоционально сложно, мы всегда с улыбкой выходим на занятие, - признается Коткина. - Мы готовы повторять пройденное несколько раз, помогать ребятам снова и снова тренироваться в выполнении сложных заданий. Главное - маленький шаг: правило, которое удалось запомнить; задача, которую удалось решить самостоятельно; впечатление, о котором ученик спешит рассказать маме; честным трудом заработанная оценка, которой гордится не только ученик, но и сам учитель. Мы гордимся нашими бывшими учениками, когда они находят работу и свое место в жизни. Мы действительно помогаем детям с ОВЗ научиться радостно и счастливо жить в этом мире. Может быть, мы могли бы помогать большему количеству учеников, но уже сейчас наши шаги ведут и приводят к цели. В этом и заключается тот успех, к которому мы идем сами и ведем за собой детей.

Смоленск