Как заметил на открытии семинара заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин, все последние значимые мероприятия в профсоюзном движении и в стране обозначили проблемные и перспективные задачи, которые требуют обсуждения и решения. Например, сегодня актуальным становится вопрос о том, что действующая на протяжении 5 лет модель оценки факторов производственной среды и трудового процесса в рамках СОУТ искажает объективную информацию о состоянии рабочего места. В ней отсутствуют важные нормируемые физические параметры и параметры напряженности трудового процесса, которые необходимо учитывать при оценке условий труда. Поэтому на X съезде ФНПР было принято решение добиваться разработки Руководства по оценке профессионального риска для здоровья работников, актуализации документа «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», совершенствования методов выявления и отчетности о профессиональных заболеваниях, а также внесения изменений в ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда» в части оценки травмоопасности и напряженности трудового процесса и в связи с этим разработки методики оценки риска профессионального стресса и мер по его профилактике.
Вадим Дудин подчеркнул, что на совещании в Минтруде России именно Общероссийский Профсоюз образования внес вопрос о расширении списка вредных факторов, касающихся напряженности трудового процесса и режима работы. По мнению профсоюза, в группу вредных факторов необходимо включить такой фактор, как психоэмоциональные нагрузки, характерные для работников коммуникативных профессий, в том числе педагогов. Увы, масштабное исследование, проведенное профсоюзом совместно с Российским на­цио­наль­ным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова в 2015 году, показало, что нервно-психическое напряжение, которое испытывают педагоги в рамках своей профессиональной деятельности, приводит к синдрому выгорания. По данным еще одного анкетирования с участием почти 2000 педагогов, проведенного уже в 2018 году, различные признаки профессионального выгорания наблюдаются у 44% респондентов, в том числе у 58% молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Таким образом, Общероссийский Профсоюз образования будет настаивать на том, чтобы в список факторов напряженности трудового процесса, которые необходимо учитывать при проведении СОУТ, были внесены психо­эмо­цио­нальные нагрузки.
Как пояснил заместитель председателя территориального комитета Профсоюза работников народного образования и науки Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Кашаев, у отрасли образования особенная специфика. Если на производстве можно огородить станок, чтобы стружки не летели, и тем самым минимизировать риск травм для рабочего, то как огородить педагога, к примеру, от эмоционального выгорания? При этом нельзя забывать о том, что психоэмоциональное состояние учителя отражается на тех, кого он учит, то есть на детях. Если учитель работает в спокойном режиме, его спокойствие передается ребенку. При наличии профессионального выгорания человек находится в состоянии стресса, и в состоянии стресса, соответственно, находится не один детский коллектив, потому что учитель в течение дня ведет уроки в разных классах. Поэтому главная задача на сегодня - сохранить нормальное рабочее состояние педагога и, следовательно, ученика.
По мнению Андрея Кашаева, проблемный аспект также заключается в том, что сейчас работодатели должны оценить условия труда каждого человека в организации. Но как оценить условия труда педагога, если у него только стол, стул и компьютер? Перечня профессиональных рисков его работы нет. В то же время если нет соответствия требованиям СОУТ, то на образовательную организацию налагается крупный штраф. Сейчас нивелировать эти спорные ситуации помогают представители профсоюзных организаций, однако данный вопрос требует разрешения. По сути, необходим отраслевой подход к оценке условий труда педагогических работников, а также системная работа по подготовке специалистов по охране труда в образовательных организациях.
Заведующий отделом охраны труда и здоровья аппарата профсоюза, главный технический инспектор Юрий Щемелев отметил, что технические инспекторы заботятся не только о здоровье членов профсоюза, но и безопасности обучающихся. Основная цель работы заключается в том, чтобы как можно меньше несчастных случаев происходило во время образовательного процесса.
По словам Юрия Щемелева, программа семинара была насыщенной. В рамках встречи были освещены темы страхования от несчастных случаев, функционирования системы предупредительных мер, их финансирования. Бюджетных средств на мероприятия по охране труда выделяется недостаточно. Поэтому специалисты рассказали, как использовать дополнительный источник финансирования, а именно как возвратить суммы страховых взносов из ФСС на профилактические меры и мероприятия по улучшению условий труда. Также участники семинара выслушали представителя Министерства науки и высшего образования РФ, который поделился информацией по обеспечению безопасности в образовательном процессе. Представитель Государственной инспекции по охране труда Ленинградской области рассказал про систему проверок организаций и ознакомил со ссылками на портал, где любой работодатель сможет найти необходимые справочные и нормативные материалы.
Все темы, рассмотренные на семинаре, так или иначе касались сохранения здоровья работников, создания для них комфортных условий. Сегодня, как заметил Юрий Щемелев, внешняя среда существенно изменилась. Педагоги испытывают большое психическое давление со стороны родителей и общества в целом, что не может не сказываться на их здоровье. Поэтому к этой проблеме нужно подключать многих специалистов, чтобы выработать единый комплексный подход к ее решению.

Санкт-Петербург