Хотя химия наука прежде всего экспериментальная, на контрольных или экзаменах проверяют по большей части теоретические знания по предмету (формулировки законов, решение задач, написание уравнений реакций). А ведь, чтобы научиться применять химию в повседневной жизни, полезнее именно практический опыт.
Прелесть летней практики в том, что все экзамены уже позади, можно не гнаться за прохождением программы и написанием разнообразных «пробников» и диагностик, а посвятить все время оттачиванию практических навыков лабораторного эксперимента. Еще одним ее важным достоинством является отсутствие жестких временных рамок. Если во время учебного года лабораторные работы, как правило, сводятся к «пробирочным» опытам, то летом можно провести более сложные и интересные эксперименты, требующие большего количества времени.
Основные направления летней практики в школе №192 - это неорганический синтез (для 9‑го класса) и аналитическая химия (для 10‑го класса). Во время практики по синтезу школьники учатся проводить такие лабораторные операции, как фильтрование, выпаривание, перекристаллизация, перегонка. Таким образом, после курса неорганической химии в 9‑м классе учащийся получает возможность пройти весь путь синтеза вещества: сборка прибора, подготовка реагентов, проведение реакции, выделение и очистка продукта, его характеризация.
В ходе аналитической практики школьники осваивают навыки количественного анализа: подготовку проб, различные методики титрования, статистическую обработку данных… Таким образом, пройдя летнюю практику, старшеклассник получает возможность проводить гораздо более сложные операции, чем сливание растворов из пробирок.
Подводя итоги, можно сказать, что летняя практика является важной частью учебного курса химии, поскольку позволяет знакомить детей с теми аспектами этой дисциплины, которые, как правило, остаются за рамками школьного курса. Но в то же время они существенно ближе к занятиям реальной химической наукой, чем решение задач и тестов.

Леонид РОМАШОВ,
учитель химии школы №192, кандидат химических наук