В частности, это естественно-научная практика для учащихся 9-10‑х классов на школьной базе в Архангельской области. Традиционно она начинается после окончания выпускных экзаменов 9‑х классов и продолжается приблизительно с 18 июня по 4 июля, то есть 15-16 дней. Участвуют в ней по желанию. В экологически благоприятном, удаленном от больших городов и производств уголке России ребята знакомятся с методами сбора первичного материала по большинству «полевых» наук. В день проводятся два занятия - утреннее и дневное - продолжительностью по 3-3,5 часа. Формы проведения занятий разные - лекции, экскурсии на природу, камеральная обработка собранного материала. В последние два-три дня ученики выполняют самостоятельное исследование, обычно в небольших группах по 2-4 человека, иногда индивидуально, но обязательно под руководством учителей. Итогом этой работы являются защита исследований в последний день практики.
Основные направления работы: геология, геоморфология (рельеф), гидрология, почвоведение и химия почв, орнитология, ботаника и химия растительных пигментов, исследование содержания нитратов в растениях, зоология, метеорология. Мы используем привезенное с собой оборудование - микроскопы и бинокуляры, химическую лабораторию, метеорологические приборы. Традиционно во время практики проходят занятия по ориентированию, экскурсия на верховое болото, краеведческая экскурсия в оставленную населением типичную северную поморскую деревню.
Учащиеся могут продолжать начатое на практике исследование в течение всего следующего учебного года и защитить по данному предмету учебно-научную работу. Кроме того, возможно повторное участие в практике на ту же тему, только тогда ученик должен проводить самостоятельное исследование уже в течение всего периода практики.
Важной частью практики являются творческие вечерние мероприятия. Это КВН, концерты к дню рождения кого-нибудь из практикантов, игры в «корову» и «мафию», песенные вечера и спортивные игры на свежем воздухе. Выпускники и старшеклассники, прошедшие практику в Архангельской области, всегда вспоминают о ней с теплотой и благодарностью.
В свою очередь за многие годы работы команда преподавателей гуманитарного профиля школы №1514 разработала систему выездных летних гуманитарных практик для старшеклассников. Летняя практика входит в образовательную программу профиля: каждый год после 8, 9 и 10‑х классов гуманитарии отправляются на 4-7 дней в один из российских городов. Как правило, начинается все с практики в Пушкинских горах в 8‑м классе, а завершается после 10‑го класса Санкт-Петербургом. Задачи, которые стоят перед профильной практикой, разнообразны: построить связи между литературой, историей и искусством, научить школьников видеть и слышать город, культурные артефакты, природный ландшафт, анализировать тексты и исторические источники о них, создавать собственные тексты разных жанров, в конце концов просто жить вместе… Но базовая цель гуманитарных практик состоит, пожалуй, в том, чтобы научиться выстраивать коммуникацию с культурным пространством, попытаться стать субъектами, вступающими в диалог с городом, культурой, самими собой.
Практика начинается еще до выезда, в Москве. Проводятся подготовительные занятия, школьникам раздаются ридеры (сборники обязательных текстов, включающие в себя художественные и научные произведения, исторические источники, позволяющие ученику начать осваивать культурное пространство еще до попадания в него). Также участникам предлагается самостоятельно определять цели практики.
Очень важный момент - это сочетание в процессе практики сугубо интеллектуального постижения культурного пространства и его творческого освоения, эмоционального проживания, без которых никакой диалог с культурой невозможен. Поэтому в один из дней школьники за несколько часов готовят по группам импровизированные театральные постановки (на основе текста, связанного с местом проведения практики), которые вечером представляют друг другу. Каждый день они создают авторские тексты о прожитом дне, о новом для них пространстве или имени. Тексты создаются в определенном жанре (хокку, очерк, стихотворение в прозе, эпическое сказание и т. п.) или стиле (подражание поэмам «Евгений Онегин» или «Кому на Руси жить хорошо», путевым запискам Грибоедова и Гончарова).
Альтернативный способ работы состоит в том, чтобы ученики ежедневно записывали свои впечатления в манере «старых мастеров» слова по предварительно подобранным образцам, опирались в создании своих текстов и на непосредственное подражание, и на зафиксированные приемы этих мастеров. Для этого еще в Москве перед началом путешествия они внимательно читают ридер, составленный из фрагментов текстов известных путешественников - от Марко Поло до Достоевского и Марка Твена. Далее проходит семинар, посвященный обсуждению прочитанных текстов и определению ведущих приемов и стилистических черт каждого (составление конструктора-инструктора для подражания).
Образовательное путешествие требует внимательного отношения к увиденному, услышанному и прочувствованному в течение каждого дня. Каждый вечер после окончания дневных мероприятий предусматривается двухчасовая индивидуальная работа над текстом - подражанием избранному автору. Учащемуся предлагается описать в манере этого автора собственные впечатления за день. Затем следуют вечернее чтение написанных текстов в общем круге, совместное рецензирование услышанных текстов и последующее их редактирование с учетом замечаний. Из текстов, подготовленных таким образом, в начале следующего учебного года складывается альманах, который в электронном или печатном виде получают все участники образовательного путешествия.
Еще один вариант летней практики - музейно-экскурсионная практика в Ферапонтове (Вологодская область). Здесь ребята не только слушают лекции музейных работников и посещают экскурсии, но и сами работают дежурными консультантами, то есть водят экскурсии по архитектурному ансамблю Ферапонтова монастыря и внутри собора Рождества Богородицы в момент наибольшего наплыва посетителей.
Ферапонтовской практике предшествует серьезная предварительная подготовка. На уроках мировой художественной культуры (МХК) самое пристальное внимание уделяется изучению архитектуры и живописи Руси. В течение учебного года читаются факультативы, связанные с историей Ферапонтова монастыря, искусством иконы и фрески. Учащиеся ходят на занятия в Третьяковскую галерею. По возможности планируются дальние экскурсионные поездки в места, связанные с именами иконописца Дионисия и преподобного Ферапонта. За неделю до отъезда в Ферапонтово (обычно это третья неделя июня) планируются интенсивные занятия с привлечением всего педагогического коллектива практики, с заранее продуманной программой, меняющейся каждый год исходя из состава участников практики, их знаний и возраста. Ребята ездят в Ферапонтово, как правило, не один год, поэтому постепенно осваивают материал - от знания истории Ферапонтова монастыря до изучения соборной росписи. Перед тем как начать самостоятельно проводить экскурсии, школьники обязательно сдают зачет сотрудникам музея.
Очень ценно то, что во время практики ребята получают возможность общения с профессиональными реставраторами, художниками-практикантами, музейными работниками и другими специалистами. В течение всей поездки не прекращается и самостоятельная работа внутри лагеря: ребята изучают дополнительную литературу, для них организуются занятия и чтения, посвященные истории монастыря, просмотры фильмов, связанных с историей христианства, христианскими праздниками, историей и искусством Руси.
А вот летние выездные практики отделения теории и истории мировой культуры (ОТИМК) уже трудно назвать чисто гуманитарными. Скорее эти выезды носят универсальный характер. Так, на Соловках практика начиналась когда-то с экскурсий на важные для школьной программы исторические темы, отталкиваясь от соловецкой тематики (проект «Сквозь историю Соловков к истории России»). Затем участники практики стали систематически записывать и переводить в текстовой формат автобиографические интервью с местными жителями (проект «Народный архив»). Позднее к этому добавилась археология. Она и составляет основное содержание практик последних лет.
Но главной целью и итогом всех упомянутых практик является такое творческое погружение в тему, когда каждый участник поездки занимается этим уже не по принуждению или обязанности, а исходит из собственной внутренней потребности получать ответы на вопросы и узнавать больше об изучаемом предмете.

Ирина ДЕВЯТОВА, учитель изо и МХК школы №1514;
Ольга ЛАТЫШЕВА, учитель химии, руководитель естественно-научного профиля школы №1514;
Михаил ЛЕВИТ, заместитель директора школы №1514, учитель истории, кандидат педагогических наук;
Антон СКУЛАЧЕВ, учитель русского языка и литературы школы №1514