В разное время маршруты эти разрабатывали, продумывали, планировали школьные учителя - преподаватели физики, географии, литературы, физкультуры, вплоть до директора школы. Но особо следует сказать об учителе технологии Александре Алексеевиче Вольнове - Сансэе, как уважительно и метко прозвали его дети. Любимец всех мальчишек в школе, изобретатель и мастер на все руки, способный решить практически любую техническую проблему в хлопотном школьном хозяйстве, в походах Вольнов был незаменим. Он чутко отслеживал, кому из детей и в какой момент требуется помощь, преподнося ребятам урок самых важных в жизни «технологий» - взаимного уважения, поддержки и человечности.
Два года назад ученик Александра Алексеевича, бывший выпускник нашей школы, а теперь педагог-психолог и руководитель туристического клуба Вячеслав Вячеславович Денисов вместе с участниками-школьниками и их родителями приняли решение - клуб будет носить имя Вольнова.
Что же в наши дни заставляет детей и взрослых, привыкших к комфорту и бытовым удобствам, отправляться в турпоходы, причем порой высокой категории сложности?
- С позиции педагога туристический поход может быть крайне интересным и полезным форматом для подростков на пути взросления - познания себя, других, окружающего мира, - считает Вячеслав Вячеславович Денисов. - В походе ребята учатся дисциплине, ответственности, взаимовыручке, заботе о ближних, проникаются уважением к природе. Поход - это преодоление не столько внешних трудностей и обстоятельств, сколько своих внутренних преград - лени, эгоизма. Зачем это нужно? В походе мы укрепляемся не только физически, но и духовно - учимся не срываться, когда устали или вымокли до нитки, замечать рядом того, кто устал больше, брать на себя ответственность. Поход - это всегда и внутреннее восхождение.
А вот мнение участницы клуба, теперь уже студентки, Екатерины Курнаевой:
- Меня туристический кружок многому научил. К примеру, в нашем современном обществе все еще бытует мнение, что девушки - это слабый пол, они должны сидеть дома. Так вот, я смело могу сказать, что походы сделали меня сильной и выносливой не только в физическом плане, но и в психологическом. Потому что находиться бок о бок с одними и теми же людьми на протяжении долгого времени очень тяжело, даже если это твои друзья. В походах я и мои товарищи научились поддерживать друг друга, в том числе в прямом смысле слова протягивая другому руку помощи. Я смогла лучше узнать своих друзей, так как именно в экстремальных условиях человек виден по-настоящему. Я научилась прорабатывать маршрут, определять погоду по облакам и птицам, вкусно готовить рисовую кашу, ставить палатки и закреплять тент с помощью специальных узлов. Также я сделала для себя выводы о том, как лучше поступать в каких-то определенных ситуациях. Конечно, многое зависит от того, какие люди рядом с тобой. Моими компаньонами по походам были одноклассники и два руководителя нашего турклуба - Александр Алексеевич Вольнов, с которым мне посчастливилось пройти несколько маршрутов, и Вячеслав Вячеславович Денисов, который все еще продолжает меня учить и наставлять.
В нашем туристическом клубе сложилась добрая традиция - выпускники участвуют в походах наряду со школьниками. И это куда эффективнее любых программ профориентации: вечером у костра собираются молодые, но уже профессионально состоявшиеся люди - ведущий инженер, архитектор или океанолог, только что вернувшийся из научно-исследовательской экспедиции в Антарктиду… Это и впечатляющие рассказы о профессии, и возможность задавать вопросы. Школьные психологи даже разработали специальный и полюбившийся всем формат таких вечерних встреч - «Сто вопросов взрослому».
А как быть тем педагогам, которые вдохновятся нашим примером и захотят организовать аналогичный туристический клуб у себя в школе? Им можно дать несколько организационных советов.
Организация туристического кружка или клуба начинается не с похода
Первым необходимым условием, на наш взгляд, является изучение нормативно-правовой и учебно-методической документации, имеющей отношение к организации школьного туризма (по организации спортивного туризма и туристско-краеведческой деятельности среди учащихся).
Второе условие - разработка образовательной программы клуба, отражающей ваше видение целей и задач предстоящей деятельности, а также путей ее реализации.
Третьим важным условием выступает уровень квалификации руководителя клуба, в том числе туристической. В идеале она должна быть существенно выше, чем у остальных педагогов, привлекаемых к работе клуба и участию в походах. Так, руководитель нашего турклуба Вячеслав Вячеславович Денисов является участником команды - победителя чемпионата России по спортивному туризму в 2018 году.
Четвертое условие - наличие у учащихся туристических навыков. Предварительно они должны развивать их на учебных занятиях клуба и обязательно закреплять на практике еще до выхода в поход.

Поход должен отвечать всем требованиям безопасности
Должен быть разработан маршрут, ориентированный на данную туристическую группу, отвечающий целям и виду похода, а также сезону года; продуманы и разработаны варианты подъезда и отъезда, аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты, график движения и дни стоянок, картографическое обеспечение похода, связь и навигация; соблюдены требования к подбору личного и группового снаряжения, устройству походного лагеря (в том числе с учетом требований пожарной и экологической безопасности), организации питания на маршруте и стоянках.
Также должно быть определено материально-техническое обеспечение похода, получены медицинские допуски на каждого его участника; организовано медицинское сопровождение.
Для участников должны быть проведены необходимые инструктажи, а их родители (законные представители) должны получить всю необходимую и детальную информацию о предстоящем походе.
Перед походом туристическую группу необходимо зарегистрировать в Городской маршрутно-квалификационной комиссии, оформить и получить маршрутную книжку.
Образовательная организация должна издать приказ о походе, при этом все касающиеся его документы должны быть оформлены надлежащим образом. Памятка руководителю туристической группы по оформлению маршрутных документов размещена на сайте Городской маршрутно-квалификационной комиссии Москвы.
Наконец, группе необходимо зарегистрироваться и встать на учет в МЧС района проведения похода.

Нагрузка в походе должна соответствовать возрасту и физическим возможностям детей
Речь идет не только о возрастных и санитарных нормах возможной физической и спортивной нагрузки школьников, но и о возможностях конкретных детей - участников похода. А это значит, что руководитель имеет четкое представление как об их физической подготовке, состоянии здоровья, возможной реакции на нагрузку, так и о навыках каждого ребенка. Этому могут способствовать предшествующие серьезному походу серии однодневных походов выходного дня, учебно-тренировочные сборы и, конечно, практические занятия в клубе.

Светлана ЧУРАКОВА,
специалист школы №7