В нашей школе учатся дети с 3‑го по 11‑й класс. С учетом профиля информационных технологий у нас делается упор на программирование и цифровую среду.
Первые навыки проектной деятельности как формы учебной работы школьники получают еще в начальных классах, в студиях дополнительного образования. Работа ведется как с материальными, так и с виртуальными объектами. Так, студии «Мастерская керамики» и «Рисуем в 3D» работают в тесной связке со студией «Основы визуальной алгоритмики».
Профилизация начинается в 5-8‑х классах. Поскольку современные подростки уже располагают весьма богатым и разнообразным опытом использования цифровой техники, на этом этапе важно помочь начинающему инженеру или исследователю в выборе маршрута для погружения в тему.
В 5-6‑х классах школьники овладевают умением выбирать средства разработки соответственно поставленной задаче, а также учатся принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. При этом у них вырабатывается способность находить несколько вариантов решений и выбирать наиболее приемлемое из них.
Основным инструментом для работы в этих классах является система визуального программирования Scratch. На финальном этапе курса шестиклассники создают собственные анимированные интерактивные истории и модели, в игровой форме осваивая базовые концепции программирования. В качестве примера можно привести цикл рассказов о «тотемном символе» Лицея информационных технологий (ЛИТ) - умной и находчивой улитке.
В 7‑х классах учащимся предстоит освоить приемы коллективной работы с информацией. Так, наши семиклассники трудились над составлением антологии программ космических исследований в СССР в 1957-1967 гг. Продолжается и освоение технологии программирования - платформой здесь становится система Python, использование которой продолжается и в 8‑х классах. Это может стать отправной точкой для выполнения выпускной работы в 10‑м классе.
Для 8‑х классов целью уже становится освоение группы базовых предпрофес­сио­нальных компетенций. Так, в процессе прохождения курса «Основы проектной работы» учащимся предлагается последовательно реализовать два сценария. В первом из них темы работ выбираются ребятами самостоятельно при условии поддержки отборочной комиссией. Во втором предстоит выполнение заказных работ (заказчиком может стать, например, учитель, выпускник ЛИТ или семья ученика). Проводятся предзащиты, в которых, как и на итоговых защитах, применяются критериальные методы оценивания.
Проектные работы, сделанные восьмиклассниками, помогают решить задачу, важную для перехода к интенсивному предпрофессиональному этапу (9-11‑е классы), - разумно выбрать одно из трех предлагаемых направлений технологического профиля. Это «Программирование», «Компьютерная графика и мультимедиа», а также «Цифровая экономика».
Для девятиклассников технологии проектной работы максимально приближены к стартовому этапу профессиональной подготовки. К этому моменту учащиеся должны обладать следующими компетенциями:
- оригинальность мышления, способность предлагать нестандартные подходы к решению исследовательских и творческих задач с опорой на применение инструментов и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных предметных областях;
- способность к инсайту (неожиданному пониманию возникшей проблемы и нахождению ее решения), что особенно актуально в программировании и компьютерном моделировании процессов и явлений;
- проницательность, способность к выявлению взаимосвязей в изучаемых системах знаний;
- гибкость мышления, способность отбрасывать стереотипы и анализировать широкий круг альтернатив при выборе пути решения проблемы.
На финальном этапе (10-11‑е классы) спектр возможностей самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся охватывает как решение учебных, технологических и творческих задач, так и участие в разработке актуальных направлений инженерных и научных исследований. Десятиклассники ЛИТ работают с профильными исследовательскими центрами Российской академии наук - Физическим институтом, Институтом системного программирования и Институтом проблем передачи информации. Среди вузов-партнеров - Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Национальный исследовательский университет «РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина».
Заказчиками выпускных работ становятся и выпускники ЛИТ, оканчивающие вузы или работающие в ИКТ-компаниях. Совместная работа десятиклассников и выпускников над формированием индивидуальных образовательных маршрутов дает ощутимые результаты. Пример старшего товарища очень важен: ребята видят, что эти молодые люди, почти их ровесники, уверенно овладели когнитивными и профессиональными компетенциями, которые позволяют им становиться успешными предпринимателями, инженерами и научными работниками. Важную роль играет также общение с экспертами на конференциях и конкурсах.
Наш опыт показывает, что именно благодаря преемственности проектной деятельности в средней и старшей школе зачастую удается получить высокие образовательные результаты. Поэтому сейчас необходимо ставить новые задачи перед методическими объединениями и обязательно вовлекать педагогов основного и дополнительного образования в создание единой творческой и воспитательной среды для учащихся.

Дмитрий ШИРОКОВ, директор школы №1533 (Лицей информационных технологий);
Александр ГИГЛАВЫЙ, заместитель директора школы №1533 (Лицей информационных технологий)