Все началось с дороги из желтого кирпича, в путешествие по которой ребята отправились летом 2016 года вместе с героями сказки «Волшебник Изумрудного города».
Впрочем, отрабатывать формат познавательно-командообразующей игры для младших школьников в школе №2086 начали задолго до того, как студенты летней академии сделали первый шаг по сказочной дороге.
Целью проекта изначально являлось стремление сплотить один из начальных классов, чтобы каждый ученик смог почувствовать себя равноправным и ценным членом коллектива. Педагоги решили, что объединить ребят могла бы ролевая игра. Основой для нее выбрали сюжет знаменитой книги Александра Волкова. Ведь эта сказка отлично демонстрирует детям, что такое дружба и какую важную роль при преодолении препятствий играют, выражаясь современным языком, креативное мышление и командное взаимодействие.
Игра длилась несколько месяцев подряд: после уроков вместе с учителем и специалистом-игротехником ребята садились в круг и внимательно читали очередной отрывок из книги, все вместе разбирая и обсуждая его. А потом… перевоплощались в героев сказки и отправлялись в путь - всем классом перебирались на маленьком коврике-плотике через бурную реку, вместе выручали Элли, попавшую в лапы людоеда, заботились о Железном Дровосеке, чтобы он опять не заржавел… К концу учебного года цель была достигнута - класс стал настоящим коллективом, способным сообща решать самые различные задачи. А у организаторов сформировался набор игровых эпизодов, которые очень удачно ложились на сюжет книги. Спустя некоторое время к командообразующим игровым блокам добавили образовательные, и летом 2016 года было принято смелое решение превратить школьный лагерь «началки» в летнюю академию.
К тому моменту в школе уже больше года действовал круглогодичный образовательный проект «Школьная академия наук». Студенты из числа старшеклас­сников не раз отправлялись на выездные сессии, где в непринужденном игровом формате расширяли школьные горизонты, пробуя применить на практике знания, которые успели узнать из учебников. Поэтому появление в академии нового отделения для младшеклассников стало вполне логичным шагом. Лагерные отряды превратились в лаборатории, а воспитатели, вожатые и педагоги, ведущие занятия, - в профессоров и деканов.
Один из главных принципов учебы в академии - постоянная смена ролей и занятий. Сегодня ты пишешь летопись смены, завтра стоишь в воротах на футбольном поле, послезавтра поешь в хоре или ставишь палатку, шьешь одежду для Страшилы или мастеришь топор для Железного Дровосека, исследуешь птиц и растения в лесу людоеда или связываешь при помощи пионеринга прочную лестницу, чтобы освободить Элли. С выражением читаешь друзьям книгу, задавая эмоциональный настрой новому летнему дню, или широкими мазками кладешь на ватман краску, превращая белый лист в маковое поле… Ведь чем больше различных занятий и ролей дети примеряют на себя, тем больше у них шансов отличиться, проявив свои уникальные способности, и, пусть на несколько минут в день, оказаться в роли лидера. А вечером о твоих свершениях расскажет персональный кирпичик - маленькая грамота, на которой записаны достижения ребенка за день. Вот какие надписи можно было прочитать на кирпичиках, вымостивших сказочную дорогу в то первое академическое лето: «За хорошее пение», «За отлично выполненную работу в лаборатории рисования», «За старание и творческий подход», «За активное участие в оформлении летописи», «За стремление к победе на футбольном поле», «За самое обаятельное чучело»… Каждую полученную грамоту ее обладатель аккуратно наклеивает на длиннющую бумажную ленту, прикрепленную к школьной стене. И так по кирпичику за три недели выстраивается общая дорога…
После первой же сессии летней академии молва о том, как интересно и весело было летом в лагере школы №2086, мгновенно разошлась далеко за пределы образовательного комплекса. Летом 2017 года к путешествию с Элли и ее друзьями добавилась экспедиция с Алисой в Зазеркалье, а год спустя - «морской круиз» в компании с героями «Острова сокровищ». При этом последние два года участниками летней академии становятся уже не только учащиеся школы №2086, но и ребята и из других школ Гагаринского района.
Вместе с учителями начальной школы на площадке академии работают и учителя-предметники, и педагоги дополнительного образования, а также вожатые-старшеклассники, для которых в течение учебного года организуются специальные подготовительные курсы. А значит, лагерь становится еще и профоориентационной площадкой, причем не только для тех старшеклассников, которые собираются посвятить свою жизнь педагогике. Ведь объяснять задачу, ставить цель, контролировать ход проекта должен уметь и инженер, и ученый, и экономист.
Каждая новая книга дает новый импульс для фантазии не только детям, но и их наставникам, которым приходится встраивать в очередной приключенческий или сказочный сюжет свои обучающие занятия. Игра аккумулирует вокруг занимательного сквозного сюжета множество интересных наработок, давно и успешно используемых в школе: и технологию сбора конструкций из деревянных реек под названием «пионеринг», и составление карты понятий, и «коробки изобретателей» с набором подручных средств для построения самых разных устройств и моделей, и уникальный конструктор «Фанкластик»… При этом один и тот же книжный эпизод или образ может стать отправной точкой для десятков игровых ситуаций или творческих заданий. Это подтвердили и летние образовательные смены, проведенные по технологии школы №2086 педагогами из Иркутска, Братска, Краснодарского края. Например, в Москве алые маки, усыпившие Элли своим дурманящим ароматом, клеили из цветной бумаги, а в Иркутске их делали, макая ладони в краску и штампуя листья половинками картофелин. А сам Изумрудный город и его жители в каком только обличье не представали! Их собирали из «Лего» и фанкластика, рисовали, лепили и даже складывали в технике оригами.
Не менее увлекательной задачей стала и интерпретация в рамках новых сюжетов тех уникальных находок, что были сделаны при разработке игры «Волшебник Изумрудного города». Например, летом 2017 года, когда смысловой основой игры стали сказки об Алисе, дорога из желтого кирпича превратилась в шахматную доску, а в прошлом году, когда корабли отправились к острову сокровищ, трансформировалась в сундуки с пиастрами, куда каждый ребенок по вечерам опускал свою «монетку». При этом общие принципы игры - создание малых групп, внешняя оценка и наглядность проделанной работы, метапредметный подход при получении знаний, активная роль учеников, постоянно занимающихся практической деятельностью, - в рамках каждого нового сюжета оставались прежними.
Год за годом, как нити из клубка, тянутся из каждой новой сказки новые сюжетные линии. То разворачивается вместо обычного полдника веселое чаепитие, устроенное каждой командой на особый манер: японский, русский, английский…То обычный школьный кабинет превращается в ателье фантастических шляп или часовой магазин, полный самых разных удивительных механизмов. Путешествуя с Алисой, ребята ознакомились с традициями гостеприимства у разных народов, поставили несколько спектаклей, в том числе на английском языке (а как же иначе, ведь для Алисы из сказки Кэрролла английский - родной!), успели поупражняться в арабском и китайском… А в прошлом году, отправившись на поиски острова сокровищ, замахнулись на создание художественного фильма - каждый «экипаж» написал сценарий, сделал декорации, выбрал актеров, выучил роли. Заканчивается же каждая смена традиционным балом-маскарадом, для которого ребята сами готовят костюмы.
Новое лето обещает встречу с новой книгой - «Приключения Незнайки и его друзей». На сей раз академическая сессия пройдет в рамках проекта «Московская смена» под названием «Летняя академия 2086: Город талантов». Школьники 1‑7‑х классов станут мастерами искусств, учеными самых разных наук, примерят костюмы и роли жителей Цветочного города, получат возможность попробовать себя в различных видах спорта.
Кстати, спорту студенты летней академии посвящают весьма значительную часть времени и помимо традиционных «Веселых стартов» и футбольно-волейбольных турниров могут попробовать себя в бильярде, пинг-понге, баскетболе, шахматах и даже в таком красивом и гармоничном виде спорта, как академическая гребля.
Чему еще смогут научиться участники образовательно-игровой сессии 2019 года? Пока секрет. Но можно быть уверенным: будет интересно и здорово. Ведь каждый новый сезон добавляет организаторам и опыта, и новых творческих идей.

Александр ФЕДОРОВСКИЙ,
пресс-служба школы №2086