Идея профориентационных смен «Крылья» длительностью в 5‑10 дней возникла год назад. Цель - за время каникул дать возможность детям разного возраста погрузиться в мир профессий той или иной отрасли, развить соответствующие навыки и умения, расширить свой информационный горизонт и круг общения. Самое важное в этой работе - личностные результаты каждого. Кто-то расширяет свои знания о мире профессий, кому-то нужна практическая деятельность в уже выбранной сфере.
Партнерская помощь вузов тут необходима. Задачи смены - организовать максимально удобную среду для школьников, привлечь для создания профессиональной атмосферы специалистов, которые, демонстрируя различные навыки на собственном примере, смогут зажечь ребят идеями и вывести их на новый уровень.
Первая такая смена в школе №1534 носила информационно-ознакомительный характер: специалисты показали школьникам и дали опробовать в деле приборы и инструменты, которые используют в своей деятельности, а также приемы и методики, которые дети могут повторить. Например, выпускница географического факультета МГУ Евгения Юркина провела мастер-класс, демонстрируя измерительные инструменты гидрометеоролога. А у руководителя школьного пресс-центра Людмилы Королевой ребята учились составлять план интервью так, как это делают профессиональные журналисты.
Вторая смена, проведенная в весенние каникулы, была посвящена профессиям архитектора и дизайнера. С детьми работали представители школы средового дизайна МАРХИ - архитектор Ольга Дружинина и дизайнер Татьяна Балясникова. Также мы привлекли педагога дополнительного образования - мастера по деревообработке Владимира Ивановича Домогацкого.
Идею, как применить полученные школьниками знания и навыки на практике, подала наш директор Ольга Семеновна Шейнина. В школе есть подземный переход между зданиями - пространство из четырех помещений с лестницей. Вот Ольга Семеновна и предложила нам изменить это пространство, разрешив проявлять максимум творчества. В итоге переход должен был превратиться в зону отдыха и общения для старшеклассников.
Мы заранее объявили конкурс проектных работ «Наш переход - апгрейд». Среди присланных работ самым интересным оказался проект пятиклассника Ильи Пашкова, участника профориентационной смены «Крылья». Илья лично делал замеры перехода, разрабатывал дизайн помещений. Он изготовил макет всего пространства с конструкциями сборной мебели, панно для стен и светодиодной подсветкой. В изготовлении макета ему помогала мама Ольга Пашкова. Свое творение мальчик представил на выставке, посвященной 20‑летию Высшей школы средового дизайна МАРХИ.
Подготовка практической части работы заняла немного времени, но в процессе планы проекта постоянно менялись. Приходилось отказываться от прежних заготовок, придумывать новые решения и воплощать их в жизнь, таков иногда путь решения дизайнерской задачи. На предварительное собрание пришли 28 детей с 5‑го по 11‑й класс. Их разделили на группы по интересам - художники, чертежники, маляры и те, кто пока будет пробовать все виды работ понемногу.
Самым сложным оказалось начало смены. Дети были разного возраста, из разных профильных групп и классов, но идея изменить школу своими руками их объединила и мотивировала. Важно было совместить предложения из разных детских проектов. С этой задачей блестяще справились наши коллеги из МАРХИ! Лекция Ольги Дружининой о творчестве бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта подсказала идеи настенных рисунков. Картины, которые иллюстрируют выходы «в другую реальность», стали канвой для них. А Татьяна Балясникова провела мастер-класс по изготовлению трафаретов для любителей черчения.
На второй день уже начались работы в переходе. Участники вымыли и разметили стены для рисунков, обозначили места для скамеек и кашпо, подготовили к преображению единственное подвальное окно… А дальше дни полетели со скоростью света! Вернее, цвета! Во время колерования красок мы использовали все цвета радуги. Оказалось, это непростое дело - правильно подобрать краски для рисунков.
Еще мы освоили технологию нанесения магнитно-маркерной краски. По проекту один из домов, нарисованных на стене, одновременно служит доской, на которой можно писать мелом или оставлять записки на магнитах. Получилась площадка для неформального общения в обновленном пространстве перехода. Также мы научились делать трафареты из картона и кальки, закреплять их малярным скотчем на стенах, прокрашивать нужные части. В ход пошли ножницы, макетные ножи, кисти, валики.
Тонкую и точную работу выполнила Марина Джаназян - разрисовала два портала латинскими изречениями. Ксения Лифанова трудилась над изображениями героев «Алисы в стране чудес», Роберт и Альберт Панасюк декорировали джутовой веревкой столб и выкрасили скамейки, Петр Лукьянов «сочинял» трафаретную снежинку, Илья Пашков мастерски «собрал» рисунки деревьев, Елена Олешко запечатлела свой кусочек Венеции с видами мостов.
На пятый день смены мы наносили последние штрихи. Сняли малярный скотч, вымыли кисти, сложили краски и трафареты, покрыли лаком нужные детали… Итак, проект состоялся! Самая большая часть помещения превратилась в зону отдыха: есть скамейки с растениями в цветочницах, стены декорированы рисунками. На них времена года сменяются городскими пейзажами, на лестнице четыре окна с видами поля, леса, гор, пустыни. За одним из окон вид на крышу с сидящими на ней котами (это помогает забыть, что мы находимся в подвальном помещении).
В ходе праздничного чаепития мы обсудили, что у нас получилось хорошо, а что не очень, поделились своими личными впечатлениями и ощущениями от участия в проекте.
В первые дни после каникул поступали отзывы от детей и взрослых о преображении нашего перехода. «Волшебно, неожиданно, грандиозно, современно, красочно!», «Появилось классное место для отдыха и общения», «Очень продуманное пространство», «Здорово, что можно оставлять письма друзьям на доске!» - такие были отклики.
Теперь в переходе стало интересно, приятно и уютно. А главное - можно по достоинству оценить тот огромный творческий труд, который вложен в проект командой «Крыльев».
Следующая профориентационная смена состоится в начале июня. С какими профессиями, знаниями и умениями нам предстоит ознакомиться? Так или иначе здорово создавать что-то новое!

Ольга ЧИКИНА,
социальный педагог школы №1534, специалист по самоопределению и профориентации, педагог-психолог, почетный работник общего образования РФ