Программа студии музыкального развития «Спасибо, музыка, тебе!» направлена на социальную адаптацию детей с особенностями в развитии, их интеграцию в среде сверстников средствами музыкальной деятельности, на умение взаимодействовать в коллективе, на культурное, музыкальное и творческое развитие ребенка.
Для достижения оптимальных результатов групповые музыкально-ритмические занятия строятся по следующей схеме: приветствие, свободное движение, ритмическая разминка, упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений, пение, слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах (инструменты Карла Орфа и другие, не требующие особых навыков и обладающие большой ритмической силой, но в то же время передающие тончайшие эмоциональные нюансы), танцы, хороводы, прощание.
Занятие начинается с приветствия. Это обязательный ритуал на протяжении всего курса: мы вариативно здороваемся, по очереди называем свое имя, используя ударный музыкальный инструмент - бубен. При своей простоте это задание позволяет ребенку настроиться на занятие, способствует развитию музыкально-ритмического чувства, формирует навыки коллективной деятельности (передавать инструмент другим детям, ждать своей очереди, слушать другие ответы), а также развивается навык ритмодекламации (произнесение на фоне ритмического музыкального сопровождения). Повторяемость и простота упражнения дают ребенку уверенность, ощущение успешности, настраивают его на положительный эмоциональный фон занятия. Со временем приветствие может стать длиннее, например, в него могут быть включены названия времен года: «При-шла ве-сна (о-сень, зи-ма), меня зовут (имя)». Приветствие является плавным переходом к следующему разделу - «Свободное движение».
«Свободное движение» включает в себя пространственное перестроение под музыку в процессе движения по залу и изучение различных видов шагов. Оно формирует ловкость вступления в контакт, развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками. Все действия сопровождаются речевыми комментариями ведущего: «идем по кругу», «по центру зала», «между предметами», «вокруг предметов», «закручиваемся, как улитка», «ищем новые дорожки». Дети, не готовые взаимодействовать с новыми людьми или не способные выполнять движения в общем темпе из-за грубых нарушений опорно-двигательного аппарата, передвигаются в паре с родителем по собственному маршруту, мы их встречаем и приветствуем словами и улыбками.
Задачами ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности, формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения, координирование вокально-речевой интонации с движением, осознание схемы собственного тела. Традиционно в начале разминки дети вместе со взрослыми встают в круг, исполняют хоровод «Утро начинается», где вместе со словами выполняются движения. Со временем добавляются следующие слова хоровода и жесты, указывающие на различные части тела. Сочетание повторяющихся движений, простой узнаваемой мелодии, декламации положительно влияет на развитие внимания, памяти, воспитывает временную ориентировку и ориентировку в своей схеме тела. Задание дается в простой игровой форме, поэтому ребенок всегда может чувствовать себя успешным при его выполнении.
Танцы вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, умение начинать и заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей с музыкальным сопровождением, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Прощание является обязательным ритуалом завершения занятия, готовит ребенка к расставанию с педагогом и переходу к другому виду деятельности. Прощание проходит аналогично приветствию.
Таким образом, музыкально-ритмические занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья по программе «Спасибо, музыка, тебе!» эффективны как способ эмоционального воздействия на детей с целью коррекции имеющихся у них физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из способов познания мира. В процессе такой работы можно сформировать произвольную регуляцию поведения, способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения. Занятия всегда положительно принимаются детьми, способствуют их адаптации.

Елена ЯРМОЛЕНКО,
педагог дополнительного образования Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы