Посещение родителями детей с ОВЗ специального просветительского лектория позволяет им не только знакомиться с системой работы нашей школы, но и принимать активное участие в коррекционно-развивающем процессе, а также справляться с трудностями, возникающими во взаимоотношениях с детьми на разных возрастных этапах.
Приводя ребенка с ОВЗ в школу, родители сталкиваются с рядом проблем. Это и отсутствие представлений о построении учебного процесса и коррекционно-воспитательной работы, и незнание особенностей преподавания в специальных коррекционных школах, и страх оставить ребенка на продолжительное время без своей опеки.
Работа просветительского лектория делится на три блока: образовательный, воспитательный и коррекционный. Последний включает следующие подразделы: логопедический, дефектологический, сурдопедагогический, психологический, социальный, двигательный и инновационный. Каждый блок представляет группа педагогов-практиков, имеющих стаж работы в нашем учреждении не менее пяти лет. Темы могут год от года варьироваться и формируются согласно предпочтениям родителей или в связи с видимой необходимостью по инициативе наших специалистов.
Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ в первую очередь необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями. Наиболее распространенный метод диагностики - это анкетирование родителей. Оно может проводиться по следующим направлениям:
- установление степени травмированности родителей в связи с рождением в семье ребенка с ОВЗ;
- определение характера взаимоотношений ребенка с родителями;
- выявление удовлетворенности родителей уровнем работы коррекционной школы;
- определение основных направлений работы с конкретной семьей.
Мы выделили следующие основные направления сотрудничества педагогов с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (лектории, круглые столы, конференции);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки, внеклассные мероприятия);
- самостоятельное осуществление родителями учебно-воспитательной деятельности.
Основные виды просвещения родителей детей с ОВЗ - это индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Одной из форм индивидуальной работы с родителями является консультирование. Процедура консультирования позволяет изучить проблемы конкретной семьи, выявить причины волнения, поиск совместных путей решения вопроса. Консультирование способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогами.
Не меньшим успехом у родителей пользуется и проведение совместных занятий (в них участвуют одновременно педагог, ребенок и родитель). Родители в ходе подобных занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка. Благодаря этому родитель в дальнейшем может самостоятельно, а главное - методически верно работать с ребенком в домашних условиях.
Семинары-практикумы формируют у родителей умение принять на себя роль ребенка (благодаря возможности видеть, слышать, анализировать детские реакции и поведение).
Просветительская работа с родителями включает проведение открытых уроков и занятий. Это способствует повышению уровня сотрудничества специалистов, учителей и родителей, а также формирует у последних понимание форм, приемов и методов коррекционно-образовательной работы с детьми. В открытых уроках принимают участие учителя, логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, воспитатели и педагоги дополнительного образования.
Еще один вид взаимодействия с родителями - проведение классных часов «Родители - детям». Педагоги выбирают родителей с интересными профессиями и приглашают для проведения классных часов. Данный вид взаимодействия способствует повышению интереса школьников с ОВЗ к многообразию профессий, мотивации к участию в трудовой деятельности в рамках начального трудового воспитания.
Групповые консультации позволяют вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями об индивидуальных особенностях ребенка с ОВЗ, а также оказывают им помощь в оценке проблемных ситуаций с учетом специфических особенностей каждого ребенка. Они способствуют формированию практических навыков взаимодействия родителей и детей с ОВЗ в особых ситуациях. На таких консультациях возможен обмен опытом и между родителями.
Родительские собрания - наиболее привычная форма взаимодействия школы с семьями учащихся, необходимая для просвещения родителей в образовательных и воспитательных вопросах. Они способствуют более успешному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и предполагают обязательное включение родителей в учебно-коррекционный процесс.
Таким образом, просветительская работа с родителями в условиях специальной коррекционной школы способствует более полному включению родителей особых детей в образовательный процесс с учетом их социальных запросов, а также более конструктивному взаимодействию семьи со специалистами школы.

Александра ГОРШКОВА,
учитель начальных классов, руководитель просветительского лектория школы №1708