Корень слова «примирение» - «мир». И слово это употребляется сразу в двух значениях: мир как «отсутствие вражды, ненависти, недоверия» и мир как «община, сообщество». Всем миром - вместе, сообща. То есть решать проблему надлежит прежде всего школьному сообществу.
В настоящее время каждая параллель в нашей школе насчитывает от 8 до 15 классов. В начале каждого учебного года силами школьной службы примирения (далее - ШСП), входящей в состав психолого-педагогической службы (далее - ППС), мы обязательно проводим для учащихся новых классов - 1‑х, 5‑х, 8‑х и 10‑х - мероприятия по командообразованию, а для их родителей - круги сообщества. В течение года по запросу администрации, учителей и родителей специалисты ШСП реализуют различные восстановительные программы. Здесь очень важно и взаимодействие с семьями учеников, и то, что все участники образовательного процесса получают возможность услышать друг друга. Таким образом, школьная служба примирения является оптимальной альтернативой остальным способам реагирования на конфликты, сложные педагогические ситуации и противоправное поведение, не противоречащее законодательству РФ.
Составлению документации ШСП предшествует большая профилактическая и информационная работа с педагогическим коллективом, родителями, учащимися. Для создания единого информационного пространства мы вместе с педагогами разрабатываем специальные памятки.
Основные принципы работы службы примирения: добровольность участия сторон, их информированность, нейтральность медиатора (специалиста службы), конфиденциальность, ответственность сторон и медиатора и, наконец, самостоятельная деятельность.
Не стоит ожидать от восстановительного подхода каких-либо приемов, позволяющих надавить на непослушных, заставить их подчиниться и тем самым улучшить дисциплину. Он позволяет постепенно вовлекать самих детей и подростков, родителей, педагогов в создание в классе доброжелательной атмосферы, учит их брать на себя часть ответственности за происходящее.
Для реализации восстановительных программ привлеченные к ним педагоги, школьники и их родители прошли обучение в Городском психолого-педагогическом центре при Департаменте образования и науки города Москвы. В 2011‑2012 учебном году там была обучена первая команда ШСП. С этого момента в школе активно проводятся мероприятия, направленные на создание бесконфликтной среды.
Доброй школьной традицией стало проведение в начале каждого учебного года кругов сообщества для родителей вновь сформированных классов, а также циклов занятий «Учусь общаться» для детей. В течение учебного года по запросу классных руководителей также проводятся «Восстановительная медиация» и семинары по обучению педагогов и родителей восстановительному подходу в разрешении конфликтных ситуаций.
Восстановительная программа «Круг» направлена на разрешение конфликтов, в которые втянуты четыре и более человек. Также она успешно используется для профилактики конфликтных ситуаций, обеспечивая привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, активное участие их в принятии решения и, наконец, разделение ответственности за его выполнение.
Возьмем профилактику опозданий в школу. Мы в таких ситуациях собираем круг поддержки для учащихся и педагогов, которые жалуются на опоздания, и проговариваем вопросы: «Что ты чувствуешь, когда опаздываешь на урок?», «На кого и как повлияли твои действия?», «Что может случиться дальше, если ничего не менять?», «Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию и не опаздывать?».
Школьные конференции являются восстановительным ресурсом для учителей, родителей и учеников, будучи организованы в форме узкого круга (собираются только участники конфликта).
Семейная конференция созывается, когда ребенок оказался в трудной жизненной ситуации. Важной составляющей такой конференции является активизация потенциала семьи, ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации.
Восстановительная медиация - это процесс, в ходе которого медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблемы.
В случае конфликтной ситуации медиатор предварительно встречается с основными участниками, выслушивает их, обсуждает с ними их точку зрения на ситуацию, готовит к встрече с оппонентами.
По результатам такой встречи стороны составляют договор о том, как разрешить ситуацию, а также план действий (мероприятий), направленный на то, чтобы избежать повторения подобного в будущем.
Проводимая школьной службой примирения восстановительная работа получает положительные отклики, в ходе анкетирования родители учеников дали этим программам достаточно высокие оценки.
Таким образом, основные цели создания ШСП достигнуты. Благодаря восстановительным программам повышается качество взаимоотношений в детском сообществе, развиваются навыки общения, ответственность, система нравственных ценностей. Создаются условия для расширения участия семьи в воспитательном процессе. В свою очередь педагоги осваивают технологии разрешения конфликтов, у них повышается уровень профессиональной компетентности. У всех участников образовательного процесса снижается уровень тревожности, появляется готовность к конструктивному взаимодействию. Администрация школы получает возможность предвидеть развитие конфликтных ситуаций и оперативно на них реагировать.

Светлана КОЦЕГОЙ,
руководитель психолого-педагогической службы школы №1534, куратор школьной службы примирения;
Мария МИТЬКИНА,
специалист школьной службы примирения школы №1534