Зачем учителю сдавать ЕГЭ?
Помимо стимула к саморазвитию учитель, сдавший ЕГЭ, получает ценный опыт - возможность разделить с учениками эмоции: предэкзаменационное волнение, панику из-за того, что не хватает времени на подготовку, ожидание…
Когда я шла на экзамен по русскому языку, я была уверена в себе на 100 процентов. Это моя специальность, моя профессия. Но вот экзамен по математике - игра на чужом поле. Поэтому ситуация, в которой я оказалась, сблизила меня с моими учениками, я смогла почувствовать то, что чувствуют они, а впоследствии дать им психологические советы - не голословные размышления на тему, а реальные рекомендации человека, уже преодолевшего это испытание.
Наконец, попытка сдать ЕГЭ не по своему предмету, безусловно, способствует росту престижа учителя в глазах его учеников. Не раз я пыталась бороться с мнением скептически настроенных учащихся физико-математических классов: «Как я могу преуспеть в изучении литературы, если я не гуманитарий?» Идея о том, что науки разные нужны, науки разные важны, выглядит намного убедительнее, если ты сам можешь предъявить ребятам результаты в других областях знания, будь то математика, биология или иностранные языки.

Перипетии подготовки
Честно говоря, от зарождения желания сдать экзамен по математике до его непосредственного воплощения прошло достаточно много времени. Большая нагрузка, проверка тетрадей, повышение квалификации, учеба… Однако в какой-то момент мне надоело бесконечно откладывать экзамен на потом, я определилась с датой и зарегистрировалась на сайте Московского центра качества образования.
Сначала, конечно же, я составила амбициозный график подготовки, однако уделить ей достаточное количество времени не удалось. Тем не менее мне удалось посмотреть некоторые задания как с краткими, так и с развернутыми ответами, разобраться со структурой вариантов. Решать определенное количество задач каждый день не получалось, но когда я занималась математикой, то чувствовала, как она, по выражению Ломоносова, «ум в порядок приводит»: скорость соображения увеличилась, на уроках русского языка удавалось увидеть интересные закономерности, оценить красоту логических построений. Кроме того, в моменты, когда получалось решить сложную задачу, я чувствовала невероятный прилив сил и желание учиться дальше (то, что в педагогике называется мотивирующей ситуацией успеха).

Советы учителям, которые хотят сдать ЕГЭ не по своему предмету
Решите демонстрационный вариант, чтобы выявить свои слабые места и понять, что вы помните из школьной программы, а что нужно повторить.
Посмотрите варианты заданий. У каждого задания есть несколько прототипов, которые могут существенно отличаться друг от друга по уровню сложности.
Изучите критерии оценивания решений заданий с развернутым ответом.
Определите минимальный набор теоретической информации, который вам нужен. Например, список алгебраических формул совсем невелик и, как мне показалось, запоминается в зрелом возрасте намного быстрее, чем в школьном.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам. Так, они могут подсказать вам, какие задания выполнять быстрее и проще.

Как проходит процедура ЕГЭ для учителей?
Процедура индивидуальной диагностики для педагогов очень простая. Первый этап - электронная запись на сайте, где можно выбрать день экзамена. Как правило, есть возможность записаться на послеобеденное время, чтобы успеть на тестирование после уроков.
Организаторы обещают, что условия сдачи ЕГЭ максимально приближены к тем, с которыми сталкивается выпускник: учитель проходит металлоискатель, получает задания в индивидуальном конверте, ограничен во времени и т. д.
Главный плюс в организации экзаменов для учителей - конфиденциальность результатов. Результаты приходят по окончании проверки в личный кабинет на сайте и на электронную почту, указанную при регистрации. А дальше учитель сам решает, хочет он опубликовать данные на портале или нет. Кроме того, есть возможность получить отсканированные бланки, чтобы поработать над ошибками.
Когда я регистрировалась на сдачу экзамена, то ставила перед собой цель - решить без ошибок все задания с кратким ответом и одно из заданий с развернутым ответом. Это обеспечило бы мне 70 баллов. Набрала я 72, то есть перевыполнила намеченный план. Однако аппетит приходит во время еды, и, конечно же, решая задачи на экзамене, я наивно рассчитывала на большее. Поэтому результат меня скорее разочаровал, чем обрадовал.
С другой стороны, я получила очень интересный опыт и по-новому взглянула на математику. Поняла, что регулярные занятия этим предметом даже в течение короткого срока заставляют мозг работать быстрее. Убедилась в том, что при старании могу достичь и более высоких результатов, и поставила перед собой новые цели - изучить планиметрию, научиться решать неравенства с логарифмами, а может быть, заняться разделами математики, не входящими в школьную программу, такими как комбинаторика или теория игр. Наконец, осознала, что личностный рост - это не только популярные в наше время психологические тренинги, занятия танцами или чтение мотивирующей литературы. Не менее увлекательным и продуктивным может быть обращение к фундаментальной науке. И если ЕГЭ может стать инструментом мотивации к саморазвитию, этим нужно пользоваться.

Юлия ИГУМНОВА,
учитель русского языка и литературы школы №192, финалист конкурса «Учитель года Москвы»-2016