Педагог дополнительного образования Елена Николаевна Матушкина в прошлом школьный учитель и психолог, поэтому хорошо знает на практике психологию и особенности развития детей разного возраста. В период ее работы в школе вместе с автором программы «Народоведение» М.Ю.Новицкой пришел интерес к народной игрушке - глиняной и традиционной тряпичной кукле. Обучаясь у именитых и признанных мастеров кукольного дела секретам создания текстильной, лепной, игровой и интерьерной куклы, Елена Николаевна достигла достаточно высокого уровня в мастерстве изготовления этих изделий. Со временем возникло желание поделиться своими знаниями и умениями в этой сфере. Так появилась программа «Мир кукол», изначально рассчитанная на школьников.
В выборе той или иной программы дополнительного образования взрослые чаще всего ориентируются либо на свое желание продолжить заниматься любимым делом, либо на возможность реализовать детские мечты. Поэтому недостаточно было пойти по пути усложнения программы, так как у взрослых зачастую не сформированы базовые навыки. Здесь скорее стоял вопрос об адаптации ее под интересы и возможности взрослых учеников.
Так, Матушкина ввела в программу альтернативные варианты обучения кукольному мастерству.
Первое. Различное содержание в пределах одной темы. Например, в теме «Куклы из фетра» школьникам предлагается изготовить танцующих балерин в технике сшивания выкроенных деталей обметочным швом. Взрослые же выполняют фантазийную работу «Куклы на шпажках», где присутствуют несколько техник исполнения. При этом участники «Московского долголетия» имеют возможность использовать различные техники и варианты исполнения брошки-куколки.
Второе. Возможность выбора задач различного уровня сложности. Как правило, дети выполняют учебные задачи по шаблонам, предложенным педагогом. А взрослые участники объединений создают выкройки и схемы самостоятельно под руководством педагога. Им также предоставляется возможность работы по образцу или на основании собственной фантазии.
Третье. Возможность выбора учащимися техник исполнения элементов своего изделия. Так, к примеру, школьники могут выбрать, из какого материала будут состоять волосы их персонажа - шерстяные нитки, трессы, лепные волосы, а взрослые дополнительно имеют возможность выбрать способы их крепления - пришивание или приклеивание.
Но общим для всех возрастов является желание ознакомить со своими творениями других людей. С одинаковым энтузиазмом и дети, и взрослые демонстрируют свои работы на школьных, городских и международных выставках, фестивалях и ярмарках декоративно-прикладного искусства.

Наталья ЛЕБЕДЕВА,
специалист школы №1265